Лучше хором, лучше хором, лучше хором
У меня вопрос к хоровикам в целом и дирижёрам в частности. Я сам хорист-любитель, мне нравится хоровое движение, но я не могу понять консервативность и зашоренность людей, которые этим занимаются.
С нашим хором мы сделали и сняли забавный клип. Он не стал популярным, не набрал и тысячи просмотров, но это и не важно. Повеселились мы, повеселились простые слушатели. А вот коллеги сказали, вполне серьёзно причём: «А зачем вы это сделали?», «В чём смысл подобного „творчества“?» и даже «Вы что, решили опуститься?»
К слову, наш дирижёр, несмотря на опыт и мастерство, — человек, любящий эксперименты и всегда вносящий в программу, помимо академической и духовной музыки, разные нестандартные и креативные номера, которые точно так же воспринимались публикой на ура, а коллегами подвергались жесткой критике. После одного из таких случаев наш дирижёр опустил руки и занялся только стандартной программой, не пытаясь что-то выдумывать. Но даже тогда я ещё не понял всей степени консерватизма, царящего в умах вроде бы умных и творческих людей.
Шло время. Из хора я ушёл, но хоровую деятельность не забыл. Занимаясь организацией концертов и семинаров, я думал, что же такого можно сделать интересного с хорами. И таки придумал. Написал полностью концепцию мероприятия, придумал сценарии промо-роликов. Привлёк людей в помощь, даже собрал идейную команду, которая готова была снимать всё происходящее на сцене и пускать в прямой эфир. Я готовил новое интересное музыкальное шоу, в котором участниками стали бы камерные любительские хоры. Ничего пошлого или экстраординарного. Ничего подстроенного, подтасовочного или нечестного. Всё было продумано так, чтобы было интересно и участникам, и зрителям. Главной же целью было предпринять попытку показать обычным людям, что хор — это классно, это здорово, это интересно!
Когда подготовка, как мне казалось, самой трудной части была завершена, я приступил к «самому лёгкому» — к подбору участников. Каким я был наивным! Как я ошибался!
Письма и приглашения были разосланы многим, очень и очень многим хорам. В ответ — полный ноль. Ни одного согласия, хотя бы предварительного. Те кто снизошёл до ответа, высказывались в таком духе:
— Участие в шоу — это позор и падение.
— Нам это не интересно, таким мы не занимаемся.
— Хорами исполняется только академическая музыка.
— То, что вы предлагаете, это не Искусство!
Примерно вот так. Я был в шоке.
Когда готовил сценарии и концепцию, отсматривал множество роликов на Ютубе в поисках креатива. Не нашёл. В русскоязычном сегменте не нашёл. Западные же каналы просто переполнены интереснейшими обработками, концепциями и идеями. Даже банальные госпелы — и те можно смотреть и слушать с большим удовольствием и интересом.
И вот не могу понять. Сам лично наблюдал переживания хоровиков о том, что хоры не любят, не понимают, на концерты не ходят. Но когда им была предложена возможность хоть чуть-чуть продвинуться в этом направлении, что-то поменять, показать, затею сразу встретили в штыки. И только потому, что надо было на время отказаться от привычного репертуара.
Проект, естественно, закрыт. А я снова думаю, что же ещё здесь можно придумать и сделать, чтобы хоть немного поменять мнение людей. Слушателей — о хорах и хористах, хоровиков — о другой музыке и других форматах.