Я вот «Чёрный квадрат» не понимаю. Как это вообще могло стать популярным? Ну, квадрат и квадрат… А какие-то умники говорят: «Надо смотреть на картины в контексте эпохи».
Так вот, с «Иронией судьбы» — то же самое. Сейчас изменился контекст. В наше время, конечно, Ипполит круче — потому что серьёзнее и правильнее. А вы представьте себя в 1976 году, когда вышел фильм? Когда людей настолько достали «правильные речи с экранов», лживые и лицемерно показные, настолько обрыдла вся эта дидактика — что хоть с первым встречным убегай! Тем более, «встречный» — начитанный человек. И не «идеологическую макулатуру» читает, а поёт песни на стихи «идеологически неправильных» авторов типа Пастернака…
Вот и весь секрет популярности фильма! Теперь контекст изменился, а традиция показывать фильм — осталась. И всё больше появляется текстов с непониманиями…
А меня задолбало то, что мы впадаем в другую крайность. Раньше было модным всё «идеологически неправильное», теперь же мы готовы терпеть перегибы «правильности». Приведу пример… Сейчас в интернете стали защищать не только безобидного Ипполита, но даже и товарища Дынина оправдывают. И не так, что «в принципе, правильный мужик, но черствоват» — а «полностью прав»! А что? Стремился к железному порядку: у него в лагере не утонут, не отравятся, в дурную компанию не попадут.
А то, что от бюрократии тошно, что она «ни уму, ни сердцу» — плевать: безопасно же! Что все призы на конкурсах распределены заранее (царица полей Кукуруза!), а карнавальные костюмы даже самим нельзя пошить, а надо использовать «идеологически выверенные», которые уже лет 10 по лагерям мотаются? Что Дынин в принципе глух и слеп? Помните сцену с кино: «А Фанфана убьют?» Ну и что: вам же сказали — бе-зо-пас-ность! И дети «хорошо кушают» в лагере, даже толстый ещё чуток поправится, потому что есть такое слово — «надо»! Нынешние охранители уже и не поймут, над чем именно смеялся режиссёр и зрители фильма.
И даже не заметят, что в фильме начальник лагеря отправил героя домой «собственным ходом», что моментально перечёркивает все его стремления к «безопасности».