Потомкам Хрущёва и снобам хочется ответить только одно: вы оба правы. Точнее — никто из вас.
Хороший автор всегда закладывает в произведение глубокий смысл. У гениальных неосознанно получается вложить ещё больше самых разных деталей. Например, по произведениям классиков можно отлично изучать контекст эпохи, даже если они не писали исторический роман. Поэтому зачастую автор мог и не стремиться раскрыть разгульные балы светского общества своего времени, он просто описывал их как обыденный факт.
Но современный читатель может увидеть в этом больше интереса, чем в затронутой проблеме, ради чего всё и писалось. И потому вполне разумно, если читатель видит в произведении больше, чем изначально закладывал автор. НО! Тут важно не скатиться в Синдром Поиска Глубинного Смысла, когда помидор в корзине фруктов становится символом красной угрозы и революцией пролетариата. Хотя, вы не поверите, но «Чиполлино» именно об этом!
С другой стороны, объявлять мазнёй картины экспрессионистов как минимум невежественно. С момента появления фотоаппарата фотореалистичность перестала быть ключевым показателем живописи. Важно понимать культурный контекст, в котором создавалось произведение. Было ли это протестом против классической живописи или является образцом альтернативного культурного развития какой-то цивилизации на фоне других.
И не забывайте, что очень многие художники рисовали свои картины как головоломки, разгадка которых у вас происходит не сразу, а после вдумчивого изучения несколько часов, а то и дней. Вспомните «Сотворение Адама» Микеланджело. Сколько лет прошло, прежде чем широкая общественность заговорила об аллюзии на человеческий мозг?
Смотреть «Однажды в Голливуде» Тарантино без знания всей истории про убийство Шерон Тейт тоже абсолютно бесполезное занятие, ведь весь смысл в нагнетании тревожной атмосферы. И называть фильм «скучным» из-за такой неподготовленности было бы как минимум поспешно.
Так вот, господа. Вы оба смотрите на две крайности одной шкалы — первый на СПГС-ников, второй — на полных невежд. Истина, как всегда, где-то посередине. И даже если вы приведёте аргументы, почему какое-то произведение гениальное, а какое-то — псевдофилософский бред, вы тоже будете неправы. Потому что искусство может просто нравиться. По ощущениям.
Поэтому дайте мне возможность спокойно копаться в поисках смысла в куче навоза и игнорировать ваши шедевры из-за их непонимания. Когда придёт время, я сам приду к вам и спрошу, а почему.
А до тех пор — задолбали!