В ожидании бумеранга
А меня задолбали адепты баланса, у которых волшебным образом «всё возвращается».
Гипотеза справедливого мира — сформулированный Мелвином Лернером социально-психологический феномен, выражающийся в вере в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются.
Это явление, к моему прискорбию, настолько распространено, что для него даже выдумали специальный термин — «гипотеза справедливого мира». Очень удобное мировоззрение. Увидев, как сильный причиняет зло слабому, можно спокойно пройти мимо — дескать, сильному за это ещё воздастся по заслугам, эффект бумеранга, карма, всё такое. Главное, что нам для этого ничего делать не придётся, всё свершится само по себе.
Кстати, о слабом: вряд ли он такая уж невинная овечка. Не может же с хорошим человеком такое приключиться ни с того ни с сего? Наверное, это снова бумеранг судьбы. Пришёл ему кармический ответ за какие-то прошлые прегрешения. Какие? Ну, не знаю. Котят в детстве мучил, бабушке в трамвае место не уступил.
Когда я слышу такие рассуждения — зачастую от неплохих и не очень глупых, в общем-то, людей — мне хочется немедленно организовать кармический ответ им по башке. Потому что это настолько нелепое суеверие, что даже в религии оно уже много веков не встречается в чистом виде. Сладостный момент воздаяния переносится в посмертие, в следующую инкарнацию — в общем, куда угодно, лишь бы не в текущую жизнь. Потому что совершенно очевидно, что в жизни это не работает.
Холокост — это не карма. Не могли миллионы совершенно обыкновенных людей — каждый из них, включая маленьких детей, — совершить настолько страшные преступления, чтобы заслужить такую кару. Если, конечно, вы не считаете страшным преступлением их расовые отличия. Это сделала не судьба, это сделали люди. И Нюрнбергский трибунал тоже устроили люди, а не какой-то мистический «баланс». С точки зрения баланса, приговоры на этом процессе были слишком мягкими, а на скамье подсудимых оказались далеко не все виновные. Но если бы люди не взялись творить справедливость своими руками, не было бы и этого.
Если вам так нравятся слова про справедливый мир, не бубните их себе под нос как успокоительную мантру. Воспринимайте их как руководство к действию. Потому что у нас есть лишь та справедливость, которую творим мы сами.