bash.im ithappens.me zadolba.li
27446

Не пришей кобыле хвост

Вновь и вновь убеждаюсь, насколько мудрым человеком был Владимир Семенович Высоцкий!

Однажды ему задали вопрос, почему он крайне редко исполняет в концертах песни из спектаклей. И великий бард объяснил: эти песни смотрятся только в контексте. Было бы смешно, например, выйти на сцену и ни с того ни с сего начать петь белогвардейскую песню, которая вполне естественно звучит в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир» в устах персонажей-белогвардейцев…

Пожалуй, над этими словами Высоцкого следовало бы задуматься некоторым несознательным исполнителям, с которыми нам приходится работать — ведь они тащат в концертный репертуар песни из фильмов, не задумываясь.

Безусловно, среди киномузыки найдется немало песен самодостаточных, которые вполне можно исполнять на концерте — скажем, «Русское поле» из «Короны Российской империи» или «Мгновения». Но вот, например, танго из «Бриллиантовой руки» («Помоги мне») — эта песня нарочито вульгарна, что вполне согласуется с карикатурным образом «соблазнительницы» в фильме, но когда она звучит со сцены вне фильма, слушатели имеют полное право задаться вопросом: куда мы, собственно, пришли — в филармонию или в стрип-клуб?

Или возьмем танго Остапа Бендера («Где среди пампасов бегают бизоны») — тоже ведь карикатура, в фильме являющаяся колоритным штрихом к образу недалёкой мадам Грицацуевой, но в концертной программе это выглядит попросту глупо, равно как и «Маруся» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В комедии она воспринимается так же естественно, как крики «Царя! Царя! — Шайбу! Шайбу!» — как своеобразная «эстетическая метка», как напоминание о том, что происходящее в фильме не стоит воспринимать всерьёз, но на концерте эта комедийность выглядит так же неуместно, как выступление клоуна на похоронах.

И вот такой «эстетический перекос» откровенно задолбал. Я не знаю, кто подбирает репертуар нашим солистам, но эстетическое чутьё им явно изменило.