Уважаемый борец со штампами, вы серьёзно?
Да, у героя должна быть цель, иначе следить за ним будет неинтересно. Да, у героя должен быть недостаток, иначе он будет выглядеть фальшивым и следить за ним будет неинтересно. Да, у героя должна быть какая-то положительная/интересная/необычная черта, иначе (внимание!) — следить за ним будет неинтересно. Ну и проблема, идущая из прошлого, делает его более мотивированным в достижении своей цели, иначе он будет выглядеть фальшивым и следить за ним будет неинтересно.
Кстати, знаете, почему вы видите так мало фильмов, которые отличаются от этого шаблона? Да потому что они НЕИНТЕРЕСНЫЕ! Типичная ошибка выжившего: вы видите интересные фильмы и удивляетесь, почему они все однотипные. Посмотрите европейский артхаус — вот где слом шаблонов и канонов. Но ведь они вам неинтересны, не так ли?
И да, талантливы те люди, которые подают этот рецепт под оригинальным соусом. Или настолько удивляют вас по другим фронтам, что на эти детали некогда отвлекаться. Например, тот же «Аватар» с точки зрения сюжета — шаблоннее некуда.
А ещё я с уверенностью могу сказать: слепленный по рецепту плохой сценарий всё равно будет интереснее, чем яркий и оригинальный, но не соблюдающий эти правила. Вы не поймёте, почему из этих ярких диалогов и оригинальных сюжетных поворотов так и не сложился цельный фильм.
Пусть подсознательно, но вы почувствуете проблему. И скорее всего, это будет либо неинтересный персонаж, либо нелогичный персонаж. И вы же первый заклюёте этот фильм за «вялый сюжет» и «картонных персонажей».