bash.im ithappens.me zadolba.li
33579

Учитесь наслаждаться жизнью. Страдать она научит сама

Вставлю свои пять копеек, раз уж зашёл спор о русской литературе в школьной программе. В паре слов — она меня задолбала.

Достал уже насаждаемый с её помощью культ нездорового страдания. Большая часть героев так называемой классики ведёт себя как ходячее пособие как минимум для психотерапевта. И страдает, страдает, страдает… Если снять этот флер преклонения — «ах, классика!» — останутся в лучшем случае поступки неврастеников, в худшем — психопатов.

Девушка узнает, что её любимый не вдовец, как он сам думал, а его жена жива, брак несчастливый. Что делает девушка? Не думает о разводе, не уезжает с любимым в другую страну, благо, с деньгами проблем нет. Уходит в монастырь и страдает, страдает, страдает… Идеальное саморазрушение. Пожалуйста, «Дворянское гнездо». Героиню преподносят как образец душевной высоты. Зачем, объясните мне? Чему это учит и к чему ведёт?

Молодой человек приехал из-за границы, обнаружил, что его любимая девушка окружена придурками разного вида. Что он делает? Не пытается с ней объясниться, не делает предложение — громко ссорится с окружающими и уезжает, попутно подставив девушку. «Горе от ума», будьте любезны. Где, скажите, ум героя? Кому он сделал лучше? Навредил и себе и любимой. Что изо всего этого надо вынести кроме нескольких знаменитых цитат?

Молодая женщина из народа становится жертвой инцеста, потом жертвой домашнего садиста. Заводит любовника, который попросту её бросает, прекрасно понимая, что вернувшийся муж может попросту её убить, причём мучительно. Что делает героиня? Продолжает терпеть побои и одновременно унижаться перед любовником. Сам любовник при этом болтается как говно в проруби, не может определиться ни чего хочет от жизни, ни с кем хочет жить. В результате разрушает жизнь почти всех близких ему людей. Пожалуйста, «Тихий Дон». Чему это всё учит? Терпеть побои? Как довести до смерти любящую тебя жену?

Зачем, скажите мне, занимать время школьников этими разновидностями мазохизма? Очень хорошо, что такое чтиво воспринимается в штыки большинством школьников. Выше шанс сохранить душевное здоровье.

И ведь альтернативы есть! Тот же О’Генри с россыпью концовок и борющимися за себя героями, тот же Замятин, раз уж надо непременно русскую классику, Чернышевский — хотя он ходячая мораль, его герои не приходят в восторг от перспективы страдать, как раз решают проблемы как более-менее разумные люди. Мопассан, Уэллс — он точно интереснее для подростков, чем Достоевский, Мэри Шелли, Марк Твен, Марина Цветаева, Гумилёв с его обострённой жаждой жизни… Мало?

А читать как очередная Лиза или Наталья покорно страдает, пока ещё любимый ищет повода побыть несчастным ещё немного надо в другом контексте. С примерами «как не надо поступать» и объяснениями почему. Как вам тема для сочинения «Почему Наташа Ростова вела себя как последняя идиотка, распоряжаясь не своим имуществом и разорив свою семью?» Или «Что мог сделать Базаров, чтобы не портить жизнь себе, любимой женщине и окружающим людям?» И поверьте, о таком детям намного интереснее рассуждать. Да и в будущем сэкономят на психотерапевте.

Давайте книги не только о том, какой хреновый окружающий мир и как все страдают потому, что нельзя его изменить. И как герой или героиня красочно и со вкусом доводит себя до смерти, преступления или сумасшествия. А то рядом с какой-нибудь Сонечкой Мармеладовой даже Кэрри Уайт или Пышка — образец психического здоровья.

Задолбал этот традиционный мазохизм.