Моя большая проблема с нашей системой образования всегда заключалась в том, что школьная программа отстаёт от действительности лет эдак на -дцать. И это в лучшем случае. Особенно это касается «гуманитарных» предметов, ака литературы и МХК. Если повезёт — дети будут на уроках проходить хотя бы «Хоббита» и «Цвет Магии», если нет — зубрить Есенина и Шевченко.
Да, я понимаю, что есть проблемы, актуальные всегда. Взаимоотношения полов, непонимание между поколениями, конфликты между народами, всё это вещи если не вечные, то точно весьма злободневные. Но! Даже о таких вещах можно говорить абсолютно разными словами и да, подача тоже имеет значение.
Для примера: разберём такую классику, как «Ромео и Джульетта». Нет повести печальнее на свете… реакция обоих моих племяшек на эту драму: «Ну и дура/дурак!» И если уж «по чесноку», полностью с ними согласен — никакая любовь не стоит того, чтобы платить за неё жизнью. Что-что говорите, культурный и исторический контекст? А его в школе дают? Не-а. Тут уже и без меня много раз писали, как выглядит преподавание в школе литературы: «Пушкин гений! Почему — не твоё дело, а если считаешь иначе, то ты дурак».
И вот сидят дети на уроках, залипают в телефоны, а услышав: «Домашнее задание — Война и Мир!» — гуглят: «Война и Мир, кратко, 7-й класс». Потому что ну нереально осилить эту тягомотину, когда ты молод, полон сил и постоянно хочешь бежать, прыгать, творить, воплощать свои идеи, а не продираться через 40 с лишним страниц описания берёзовой рощи. Произведение великое? Да, но сюрприз — писанное НЕ для детей. Отсюда вопрос: зачем мучить детей чтивом, которое они просто-напросто не в состоянии адекватно воспринять? Не в коня корм.
У меня есть куча примеров из личного опыта, произведений, которые я банально не понял в младые годы, зато высоко оценил, будучи в летах. Творчество Сальвадора Дали, к примеру, в детстве всегда казалось мазнёй: «Ну и что, я тоже так могу». Про Энди Уорхола с его супом тоже не понял — ну что интересного в консервных банках? Зато дошло позже, когда стал разбираться в культурном бэкграунде и да, весьма оценил затею. Как сказали бы сейчас: «Мсье — тонкий тролль». Для адекватной оценки таких предметов искусства необходим жизненный опыт, который позволит спроецировать идею на себя, понять, какие чувства и мотивы сподвигли человека сделать то, что он сделал. Есть такое у школьника? Не считая единичных гениев — вряд ли.
Но ладно, прошлое. В конце концов, истоки знать полезно. Почему в школе не изучают современных авторов? Что, неужели после серебряного века все массово разучились писать, что литературу, что музыку и картины? Да нет, совсем нет. В сети — полные галереи прекрасных художников, картины практически любого жанра и техники. Хотите акварельных котиков? Пожалуйста! Академический натюрморт на холсте? Извольте! Стрит-фанк в неоновых цветах, подчёркивающий проблему глобального потепления? Получите-распишитесь! Даже агитки есть, если уж затрагивать тему актуальности. Литература тоже далеко не мертва, полно прекрасных авторов в любом жанре, от фантастики и фентези до производственных романов. Благодаря новым технологиям, рождаются новые жанры — драббл, кросс, репоза, «рваная грелка», тех, бриск. Музыка пишется и симфоническая, и экспериментальная, и экспериментальные каверы симфонической музыки. Где это всё? Нету.
За рэп обидно вдвойне, т. к. люди в упор не понимают, что рэп — это ФОРМА, а не жанр. Рэп может быть фантастическим: про корабли, которые бороздят, да, шикарная «Hello, Stargazer» тому подтверждение. Рэп может быть лирическим — «Techno-to-Destiny» и «Rip and Tear (my way to your heart)». Рэп может быть, не поверите, фентезийным — «Ben Here Before You Came» к примеру, рэп от лица эльфа в адрес «понаехавших» людей. Под флейту и арфу. Изучаем мы это в школах? Нет. Почему? А кто бы знал…
Искусство — это не застывшие в камне лица и имена «тех, кого должно уважать по умолчанию». Это новаторство: новые стихотворные размеры, новые материалы в живописи и скульптуре, новые инструменты в музыке и важнее всего — это ИДЕИ, это МОТИВЫ которые автор пытается донести. Искусство без идеи становится ремесленничеством, но в школах заостряют внимание именно на формах и зачастую кладут болты на идеи. Рэп — не искусство, потому что это не стихи? Ещё какое искусство! Попробуйте сжато и колко высказаться о злободневных проблемах, да так, чтобы весь зал «закачать» под музыку! Слабо? 3D-напечатанная скульптура — это не искусство? Скажите это фанатам Wintergattan и его кинетических машин.
Задолбало отсталое уныние в классе. Хочу на литературе читать Садова и наслаждаться картинами Мей Чинг на МХК.