Богословский базис
Крестилась я по собственному желанию в тринадцать лет. Всерьёз хотела стать воцерковлённой, интересовалась церковной литературой, заучивала наизусть молитвы. По книгам легко запомнила, как называются те или иные обряды, предметы, познакомилась со схемой литургии, узнала, какие бывают службы. Всё это действительно было мне интересно — да, собственно, интересно и теперь.
Когда узнала, что в нашем приходе есть воскресная школа, с радостью туда записалась. Основную часть учеников, конечно, составляли младшие школьники, но было человек шесть и подростков моего возраста. Казалось бы, вполне благодатная почва для засевания разумным, добрым и вечным. Но, боже мой, что это были за уроки!
Одна дама занималась в основном тем, что читала сахарные рассказики или излагала нам собственные мистические переживания, сводящиеся в основном к тому, что в самый неподходящий момент она вдруг остро ощущала необходимость исповедоваться и причаститься.
Ещё один товарищ учил нас вышивать бисером и делать красивые браслетики из ленточек. Какое отношение имеют браслетики к христианству — не знаю. Видимо,
Единственный адекватный преподаватель, семинарист, действительно пытался дать
И это почти всегда так.
«Это тонкости», — скажете, быть может, вы. «Это базис», — отвечу я. Чтобы говорить о церкви, чтобы осуждать её или оправдывать, надо иметь хотя бы минимальные познания о её внутреннем устройстве и истории. Вот эти знания, по-хорошему, и закладывать бы на уроках введённого во многих школах предмета ОПК. Не надо пичкать детей нравственностью — в этих вопросах они должны разобраться сами. Дайте им знания. Если вы сумеете их заинтересовать, вы получите прекрасных, образованных, культурных прихожан, способных поддержать религиозный спор и, скорее всего, выйти из него победителем.
А пока наша церковь будет оставаться подчёркнуто антиинтеллектуальной, шансов выйти победительницей из идеологического противостояния с атеистами у неё не будет никаких.