Искусству чётких не поём мы песню
Как известно, в отношении фильмов есть два диаметрально противоположных подхода. Первый: «Не просмотрев фильм от начала до конца, не стоит о нём судить». Второй: «Чтобы понять, что блюдо испорчено, не нужно съедать всю порцию». Не возьмусь судить о том, какой правилен.
К сожалению, русская культура давно смешала два несмешиваемых понятия: преступник политический и преступник уголовный. С сосланного во глубину сибирских руд декабриста можно и нужно брать пример. Репрессированный учёный достоин как минимум сочувствия. А вот абстрактный Вася, который украл в трамвае кошелёк и по этому поводу сел, не должен вызывать никаких позитивных чувств в свой адрес. Отдельно взятый вор или грабитель наносит обществу не только материальный ущерб. Рост преступности сопровождается нарастанием атмосферы страха, убивает доверие, сводит на нет желание людей помогать друг другу. Вот вы возьмётесь переводить через дорогу инвалида, если с десятипроцентной вероятностью это симулянт, который вытащит у вас кошелёк? Не надо жалеть тех, кто добровольно встал на этот путь. Они нас не жалеют.
Так, может, и правда не стоит снимать фильмы, в которых преступники выставляются такими же людьми, как вы и я? Может, не стоит призывать сочувствовать им? Может, не стоит позволять им хвастаться успехами на всю страну, даже если в конце и мелькает пара строчек об их несчастливой судьбе?
Они делают деньги на нашем горе. Они заставляют нас беспокоиться каждый день, каждый час: а в порядке ли наши близкие, не обнесли ли квартиру, не ограбили ли в подворотне?
Не надо их публично жалеть и тем более не надо их публично воспевать. Задолбали.