Пыль дорог и слёзы роз
Друзья мои, а вы когда-нибудь сталкивались с низкопробными стихами, вышедшими из-под пера человека, у которого напрочь отсутствует поэтический талант? И я сейчас говорю не про шестиклассников, которые описывают посредством фразы «из вены я пускаю кровь, ужасна, блин, моя любовь» свои душеметания. Нарисуйте, пожалуйста, в уме портрет человека, который читает произведения модернистов, имеет понятие об истории своей страны, уважает древнегреческих философов и знаменитых художников. Он имеет определённый жизненный опыт и в состоянии разделить мух и котлеты. То есть назвать этого человека дураком никак нельзя, но вот с умением выражать свои мысли в рифму не сложилось. Нет, полученные знания не позволят ему создать ради попадания в размер вырвиглазную словесную конструкцию, вставить не к месту жаргонизм или же совместить никак не совместимые понятия, назвав это метафорой, но в целом его стихи будут отдавать непоэтической простотой и примитивностью. Хорошо, если человек понимает отсутствие у себя способностей, а если же нет?
Представьте себе стихотворение про нелёгкую жизнь деклассированного элемента общества и последствия оной. Казалось бы, простор для размышления огромен, возможности языка безграничны, но автор решил описать произведение до пошлости банальными художественными оборотами, сдобрив все это детской рифмой «розы — слёзы». Отличный замысел рухнул, хотя автор, скорее всего, так не считает.
Дальше идёт философское размышление о свободе. Побольше пафоса, господа, побольше эпитетов и по три метафоры на строчку, а то публике будет мало! Пускай в этой куче отыскивают смысл, которого хватило бы на десять-пятнадцать слов, а автор тем временем поулыбается в бороду и порадуется своему виртуозному обману.
Куда же мы без поэзии на историческую тематику? Перед нами предстаёт образ великого вождя древнего племени, личность которого до сих пор не даёт покоя учёным, образ, успевший стать культовым и обрасти легендами. Что же о нем написать? Давайте сделаем лейтмотивом нашего стихотворения жестокость героя и посредством прописных истин объясним читателю о том, что жестокость — это плохо, а?
Нынче актуальными стали стихи по разным литературным произведениям. Значит, берём книгу и пересказываем в рифму её содержание от начала до конца, от рождения до смерти главного персонажа. Правильно, зачем пропускать через себя личность героя, расставлять акценты на каких-то эпизодических моментах книги или переосмысливать произведение с новой стороны, если всё так просто, а главное — достоверно? Ах да, не забываем про избитые обороты и рифмы, которые считались затасканными ещё во времена Золотого века.
А вот ещё вариант стихотворения по книге: открываем первую страницу, внимательно вчитываемся, выдёргиваем метафоры и интересные мысли, над которыми автор сутками потел, записываем их в рифму — бинго! А что эти идиоты? Они же не догадаются.
Ну как, друзья, вы впечатлены? А ведь всё, о чем я здесь толкую, это отнюдь не творчество 17-летнего поклонника Кафки Васи Иванова и даже не излияния какой-нибудь Натали Лондон, которая в своём арсенале имеет очень богатый внутренний мир, три исписанных тетрадки и паблик, состоящий из тридцати подписчиков. Это тексты нынче влиятельной и элитарной группы «Ария».