Вступительные у всевышнего
Прочёл я историю «Богословский базис», вспомнил множество предшествовавших ей жалоб набожных (если их можно так назвать) людей и вновь задумался о пользе церкви для общества.
Пишет, казалось бы, взрослый серьёзный человек, увлёкшийся невзначай вопросами религии. И вдруг после рассказов о том, как неадекватны преподаватели воскресной школы, как гром среди ясного неба: «Спросите-ка какую-нибудь набожную бабушку, какой высший сан в белом духовенстве»!
Оказывается, знать, на каком вселенском соборе был принят Символ веры, должен каждый прихожанин, потому что это базис. Базис чего? Истории религии? Так нет же: выясняется, что давать подобные знания нужно уже на занятиях по ОПК, а в вопросах нравственности и морали пусть дети разбираются сами — это не дело церкви. Итоговая же задача состоит в том, чтобы воспитать людей, способных выйти победителями в религиозном споре. Зачем?
Церковь должна направлять людей к богу, а не заставлять зубрить тексты молитв или изучать своё внутреннее устройство и историю. У бога вступительных экзаменов нет, знать, кто такой митрофорный протоиерей, там не требуют. Если есть охота изучать схемы литургии, изучайте на здоровье, но в
В церковь может вползти нищий в рваных трусах в цветочек и без гроша в кармане — никто не имеет права его оттуда прогнать, даже пресловутый митрофорный протоиерей. Зрелище попа, вращающего кадило над головой, веру в бога никому не укрепляет, кроме помешанных бабушек, которые приходят в церковь, чтобы вцепиться в горло каждому, кто поставил свечку не под той иконой.
Несмотря на отрицательное отношение к идолопоклонничеству, церковь устраивает шоу с карнавалом вокруг каждой животворящей иконы какой-то там матери. Лютеране давно уже сообразили, что икона — это доска с изображением, и отличаются они друг от друга только тем, что на одной нарисовано хорошо, а на другой плохо. Православные же готовы совершать паломничества через всю страну, чтобы поклониться особой иконе или поцеловать коробку с
Обрядовость церкви — это единственный доступный для неё способ оправдать своё существование, потому что это совершенно бессмысленный орган на пути от человека к богу, занятый продажей свечек, окуриванием ладаном и сбором материальных пожертвований. Неужели же моя молитва неугодна богу, если произнесена от чистого сердца своими словами? Неужели ему позарез нужна свечка, да ещё только та, что продаётся в церкви? Неужели бог не в состоянии передать мне свою волю без посредничества священников? Тогда зачем мне такой бог? Или, может быть, таким его пытаются представить люди в рясах, утверждающие, что только они знают, как правильно обращаться ко всевышнему, поэтому остальные без них просто не справятся?
Церковь была и будет оставаться подчёркнуто антиинтеллектуальной, потому что иначе люди станут задаваться очень странными вопросами, ответов на которые она дать не сможет, несмотря на века подготовки к ним и написание бесконечных богословских трактатов. Люди станут читать про чайник Рассела и синтетическую теорию эволюции и постепенно сообразят, что по сути дела ничего, кроме утверждения «верь слепо тому, что сказано», от церкви они не слыхали.
Загнанная в своё время на подобающее ей место отдохновения для людей малообразованных или просто ищущих моральной поддержки, сейчас церковь снова поднимает голову и начинает высказываться словами Алексия II: если