Здравствуйте, дорогие соотечественники! Хочется прояснить в ваших головах один момент, раз уж уроки географии прошли мимо.
Я живу в Нижнем Новгороде. Если коротко — в Нижнем, в НН, в НиНо, в Горьком, наконец, для старшего поколения. В городе площадью около 450 км² на слиянии Оки и Волги, с двумя миллионами жителей, которых называют нижегородцами.
А есть ещё Новгород Великий. Можно — просто Новгород. Его площадь в пять раз меньше нашего. Жителей примерно вдесятеро меньше. И находится он на северо-западе нашей страны. Жители этого города называются новгородцами.
Пожалуйста, не путайте! В Википедию загляните, почувствуйте разницу. А то приедете к нам однажды посетить Софийский собор. Или к ним — на родину Минина и Пожарского поглядеть.
Я счастливый отец двоих детей. Старшей дочери 14, младшей 10. Меня задолбали денежные сборы на родительских собраниях.
В школе, где учится старшая дочь, в родительском комитете просят всего 1000 рублей в четверть. При этом ведут строгий учёт и могут сказать, что и куда потрачено. Даже чеки показывают.
Я могу понять, когда просят денег на ремонт школы. Денег выделяют мало, а школе надо существовать, да и детям комфортнее находиться в тёплом и отремонтированном здании.
Я могу понять, когда родительский комитет просит денег для покупки канцелярских товаров. И тетрадки с ручками есть, и родители не беспокоятся о том, что детям нечем писать.
После рождения младшей мы с семьёй переехали в квартиру побольше. Младшая дочь пошла в другую школу. Дочка умная, с учёбой проблем нет, но доучилась она до пятого класса — и тут понеслось…
На родительском собрании почти не говорят об оценках детей. Речь сразу заводят о том, что школе нужны деньги. Много денег. Очень много денег! Помимо того, что просили в старой школе, новой нужны деньги ещё и на ремонт школы, на ремонт класса, на новый линолеум, на пластиковые окна, на компьютер в каждый класс, на телевизор в каждый класс, на личный мобильник каждому учителю, чтобы родители могли созвониться с учителем или ребёнок мог позвонить родителям, и на многое другое. И сумма-то какая смешная: всего 5000 рублей в четверть.
Компьютер в каждый класс — какая хорошая идея! Дети смогут быстро выйти в интернет, если им что-то потребовалось, распечатать доклад или посмотреть научный фильм. Но на деле, если компьютер и стоит, то детям трогать его нельзя: сломают. В половине классов компьютер, конечно, купили, но стоит он дома у учителя. Та же история с мобильником и телевизором.
Пластиковые окна в школе стоят только в кабинете директора, его заместителя и в учительской.
Из школьного и классного фондов учителям периодически делаются подарки из драгоценных металлов. И учителя, не стесняясь, принимают их.
Ну ладно, пусть вы просите денег, так учите лучше. Больше рассказывайте, делайте интересные презентации на уроках или оптимизируйте процесс обучения как-нибудь. А то выходит, что школа гребёт деньги бульдозером, а процесс обучения остался там, где и был. Дети без калькулятора два и три не сложат? Наплевать! Зато окошки пластиковые и компьютер в классе стоит.
У вас даже налажена система выбивания денег из родителей. Всех несогласных вы изгоняете из школы. Вы гнобите ребёнка, занижаете оценки и унижаете его при всём классе. Какой родитель устоит? Правильно, никакой. И понесут мама с папой деньги или переведут ребёнка в новую школу.
Можно вас, бюджетников, понять: зарплата копеечная, нагрузка большая, и вы пытаетесь выжить в этом мире хоть как-нибудь. И я с удовольствием платил бы деньги из своего кармана за то, что вы учите моих детей, но вы не учите, а рубите бабло. И пока вы жиреете за мой счёт, я вызываю вас в суд. Меня и ещё десяток таких же несогласных задолбали жадные эгоисты.
Я студентка строительного вуза, грубо говоря — будущий проектировщик. Мне интересны программы типа «Дачный ответ», «Фазенда», «Квартирный вопрос» — они непосредственно связаны с моей будущей профессией. В восьми случаях из десяти в этих программах встречаются молоденькие выпускники вузов, архитекторы и дизайнеры, с девизом: «Ярче, выше, оригинальнее». Такое чувство, что они пропустили все лекции по архитектуре.
Вступительная лекция, один из главных пунктов в списке требования к зданиям:
Архитектурно-художественная выразительность (красота) — здание должно быть привлекательно по своему внешнему и внутреннему виду, а также благоприятно воздействовать на психологическое состояние людей.
Почему в восьми случаях из десяти их работы заслуживают только рвотного рефлекса? Окно в полу и дырка в потолке — полёт фантазии дизайнера. Смешение всех цветов (это же детская!), вызывающее галлюцинации — желание «сделать лучше» заказчику, который, между прочим, просил преимущественно белый. Такое ощущение, что главное для них в работе — проявление себя, своего вкуса и стиля. Авторский почерк, безусловно, должен быть, но не вся работа должна только из него и состоять.
К чему это всё? Господа с параллельного факультета, вы задолбали.
— Я сделаю кухню в футуристическом стиле с холодильником на потолке — это мой стиль!
— Кроваво-красный — идеальный цвет для спальни пожилой супружеской пары.
— Крыша на трёх колоннах — оригинально.
Да, ваш стиль, ваш вкус. Но тогда не спрашивайте у меня: «А как тебе мой эскиз? Как не нравится? Почему не функционально? Да ты просто ничего не понимаешь в стиле и вкусе!» Окей, не понимаю. Тогда не спрашивайте моё мнение. Хотя надо бы — мне потом рассчитывать и воплощать в жизнь ваши крыши на колоннах и винтовые лестницы перед унитазом в бассейне.
Я и мои ровесники родились в конце 80-х, а помнить себя начали где-то к середине 90-х. Вывод из этого простой: разруха, неустроенность и произвол в нашей стране — единственная объективная реальность, которую мы знаем. Поэтому задолбали причитания людей слегка за сорок, которые до сих пор уверены, что все жизненные блага им должны обеспечить сверху.
Я не застала времена СССР, но осознаю, что с момента его распада прошло уже двадцать лет. Двадцать лет назад стабильность, достойные пенсии, тысячи рабочих мест, бесплатные санатории и колбаса по 2,20 канули в небытие. Люди за сорок, я не буду спорить с вами о том, что вам лучше жилось в те годы. Только я не знаю той жизни, и поэтому со стороны некоторые вещи мне, пожалуй, виднее.
В 90-е у вас выбило землю из-под ног, но и двадцать лет спустя продолжать ныть, как не ценят в «Рашке» людей твоей профессии, мягко говоря, странно. За двадцать лет при желании можно попробовать себя на десятке фронтов, обрести недостающие знания и навыки, получить образование.
Ах, твоя работа в вымирающем НИИ — призвание? Но кроме призвания, есть и потребности — что-то есть и пить, во что-то одеваться, в чём-то жить. Печально, когда за любимое дело тебе не платят, но такова реальность. Ты готов совершить подвиг, жить впроголодь, воплощая голубую мечту? Или наступить себе на горло, найти менее привлекательную, но зато оплачиваемую работу? Так хватит уже балансировать посередине, слезливо ругать правительство и ностальгировать!
Ах, работа кассира, охранника или сторожа оскорбляет твои честь и достоинство? Да уж, а нытьё с общим смыслом «я не способен ничего добиться сам, зато государство должно мне всё» достоинство, конечно, возвеличивает. Посмотри хоть на гастарбайтеров, страдалец — их что-то ничего не оскорбляет.
В сущности, живите как хотите. Только в одном я вас не могу оправдать — в воспитании детей. Это вы не заставляете их смолоду задумываться о будущем. Это из-за вас лбы в семнадцать лет не знают, чем хотят заниматься в жизни. Это благодаря вам они поступают в вузы по принципу «зато в родном городе» и «шоб были корочки». Ну, или «по призванию» без всякого понятия о том, что призвание не всегда означает достойную оплату. Они ведь потом искренне не понимают, почему государство не спешит осыпать их благами. Вам их не жалко, постсоветские нытики?
Ничего страшного, что ты не готова к занятию. Каждое второе предложение ты подглядываешь в конспекте, как школьник, не выучивший стихотворение. Причём просто читать конспект ты не можешь — тебе надо создавать видимость, что ты сама всё это знаешь. Пока не получается, тренируйся ещё.
Совсем не страшно, что ты бегаешь курить два-три раза за пару — у тебя зависимость, все должны понимать и терпеть твой запах в и без того душной аудитории, когда ты возвращаешься.
Я привыкла, что ты обращаешься со мной и другими как с существами низшими и ни на что не способными, причём почти всегда на повышенных тонах. В конце концов, по-другому ты самоутверждаться не умеешь.
А знаешь, что меня задолбало? То, что ты — наш преподаватель. На семинарах ты требуешь от нас того, чего сама не знаешь. На защите курсовой ты путаешься в собственных вопросах без шпаргалок в ноутбуке. В курсовой придираешься исключительно к оформлению, так как, судя по всему, наши темы далеки от твоих знаний (на защите из 15 вопросов, заданных тобой, ни один не был связан с темой моей работы — всё только элементарное и общее). Ты не помнишь, что неделю назад убежала в самом начале занятия в связи со «срочными делами», иначе ты бы не кричала на нас сейчас из-за того, что группа якобы прогуляла полным составом. На парах ты верещишь, что в нашей профессии сейчас толковых людей всё меньше, а сама продаёшь лучшие курсовые раздолбаям за деньги, обеспечивая им как минимум трояк на защите. Наши курсовые, которые мы мучили весь семестр.
Не каждый преподаватель идеален, я понимаю. Кто-то скучный, кто-то хочет просто нажиться на студентах, кто-то просто неприятный. Однако задолбала всех именно ты. Задумайся.
Центр изучения японского языка. Небольшая группа людей, каждый из которых заплатил немаленькие деньги и знает, что он хочет вынести из этих уроков.
Молодой человек в этом центре уже два года, но всё ещё на начинающем уровне. Его бизнес не даёт ему регулярно посещать занятия. Однако молодой человек взялся за ум и в этот раз всё-таки решил посетить все занятия. Кажется, он же и забыл об этом сразу после своего вступительного слова, потому что через 15 минут после начала первого занятия он начал и по сей день продолжает клеить (причём довольно неумело) двух девушек.
Одна из этих девушек явно заглянула на занятия только потому, что этот язык популярен в последние годы, и чтобы похвастаться своим планшетом. Все два часа занятий она сидит в интернете, ненавязчиво демонстрируя всем яблочный логотип на спинке устройства, красит губы и рассказывает, как она удачно устроилась на работу в фирму своего папы.
Вторая девушка честно пытается заниматься, но её очень легко отвлечь. Всего три секунды — и её внимание уже на чешущем языком молодом человеке.
А вот и друг молодого человека, тоже бизнесмен. Их общий бизнес не отпускает их даже на два часа в день, ведь решить все рабочие вопросы и отключить телефон два раза в неделю на два часа просто нереально.
Все эти люди здорово подружились на почве обсуждений политики и работы, о чём свидетельствует непрекращающийся трёп. Как ни странно, с началом перерыва все замолкают и 15 минут угрюмо сидят по разным углам. Но стоит преподавателю зайти в класс, как через 10 минут он опять будет вынужден перекрикивать их отнюдь не стесняющиеся голоса.
А вот и я. Я сижу ближе всего к преподавателю, всегда прошу сделать аудиозапись погромче, но всё равно иногда не слышу, что нас просят сделать. Замечаний преподавателя хватает ровно на пять минут, при этом парни быдляцким тоном не забывают подметить: мол, мы же деньги платили, имеем право стоять на ушах.
В эти выходные у нас очередное занятие. И если эти два часа я опять проведу в обществе людей, которым не нужен японский язык и у которых завалялось несколько сотен лишних рублей, я пойду к администратору. Возможно, я буду заниматься с другой группой, а то и вообще индивидуально. Но я действительно в недоумении: ну ладно бы бесплатные курсы, но вы же заплатили достаточно большие деньги! Самим не жалко тратить время?
Приветствую всех студентов художественных вузов, которые считают, что здесь их научат рисовать. Сейчас ваша картина мира пошатнётся.
У художественных вузов две большие беды — самодовольные преподаватели и неучи. Первые ещё не стряхнули с себя блёстки богемной молодости, когда они считали себя перспективными художниками. Но так как их шедевры никому не приглянулись, они пошли преподавать, чтобы совсем не умереть с голода. Здесь и зависть к молодым и талантливым, и ничем не подкреплённое высокомерие, и пренебрежительное деление на гениев и ремесленников. Этих людей по-своему жалко: они несчастные, нереализованные, ненавидят себя за провал в прошлом, но отыгрываются на тех, кто не может дать отпор. Мужчины очень любят унижать студенток и говорить, что они на большее, нежели мешать краски и устанавливать мольберт мужчине-творцу, не способны, что они все априори бездарны и что раз мир живописи не сотрясают громкие женские имена, то ни одной из нас никогда ничего не светит. У женщин примешивается ненависть ко всем представителям своего пола и откровенное подыгрывание редким студентам-парням. Но они не являются такой серьёзной бедой, так как за всей этой желчью стоит человеческая трагедия. Мы научились не слушать их слова не по теме занятия, а впитывать только полезные сведения, которые довольно часто проскальзывают в потоках грязи.
Куда большая беда — неучи. Есть самоучки, которые до поступления старались своими силами вникнуть в будущее ремесло и как могли учились, хотя без руководителя это очень сложно. И таких людей я уважаю, которые движутся к цели несмотря ни на что. А есть неучи. Обычно это девочки, которые срисовывают анимешных героев или принцесс в конце тетради, тем самым зарабатывая себе в школе репутацию умеющих рисовать. На изобразительном искусстве они тоже получают хорошие оценки, а вот МХК прогуливают: зачем им знать направления в живописи? По каким-то причинам они не ходили в художественную школу, где их научили бы построению, перспективе, азам анатомии, рассказали бы, как смешивать цвета, накладывать краски, поделились бы тайной: для получения нужного красного цвета надо смешать несколько, в том числе и зелёный. Более того, они пренебрегли репетитором и даже подготовительными курсами, которые обычно есть при любом серьёзном вузе. Тем не менее, они избирают рисование как своё будущее призвание и собираются поступать.
Недобрав баллов на основных испытаниях и повеселив комиссию своими бравыми попытками натянуть холст на другую сторону планшета, они проходят благодаря высоким баллам по непрофильным предметам (ну, или благодаря большой удаче). Поступив, неучи присасываются к тем, кто потратил много лет на обучение, постоянно задают вопросы, отвлекают, требуют, отнимают время у преподавателей, доводят их до белого каления и в результате вызывают грозу на всю группу. Самое печальное — то, что они не понимают, что делают что-то не так. Ведь они поступили сюда для того, чтобы их научили рисовать, а не для развития уже полученных знаний.
Поэтому я обращаюсь ко всем неучам. И тем, что поступают на филологию без знаний английского и русского, просто потому, что больше некуда, и тем, что поступают на технические специальности, потому что там много будущих женихов, и тем, что поступают на медицину, потому что хотят быть похожи на доктора Хауса. В высшем учебном заведении вас не будут учить ничему тому, что вы уже должны знать. Когда вы выбираете, где вам получать высшее образование, то идите на ту специальность, в которой вы хороши и которой хотите овладеть в совершенстве. Не тратьте время своих однокурсников и преподавателей.
Есть у меня одна небольшая проблема — отвратительный почерк. Крупный, дрожащий, со страшными резкими буквами. Корни ведут к нарушениям мелкой моторики, да и боль в пальцах от долго письма ручкой невыносимая. Нет, я могу сделать из своего кошмара что-то более-менее акууратное, но на это уходит столько времени и сил, что банально не хочется.
Ну да ладно, казалось бы, в наш цифровой век плохой почерк — не беда. Печатаю я быстро, принтер дома есть — если что, могу предоставить нужный текст в распечатанном виде. Обычно прокатывает. Точнее, прокатывало.
Сменилась у нас в этом году преподавательница литературы. Стихи читает красиво, рассказывает много интересностей, задаёт учить интересные вещи — радоваться надо. Но есть у неё один бзик — письменные работы. Ну очень большие — листов по пять тетрадных минимум. Как почти примерная ученица, не выполнить нечто подобное я не могу. Но и выполнить не могу.
Приношу в первый раз таблицу на двух листах А4. Анализ основных персонажей «Отцов и детей». Много текста, разнообразие цитат и собственных наблюдений. Казалось бы, придраться не к чему. Но вместо ожидаемой хорошей оценки получаю вызов «на ковёр» — к столу учителя.
— Что это?
Несколько секунд на обдумывание вопроса.
— Домашняя работа…
— Почему в таком виде?
Пытаюсь объяснить. Показываю тетрадь со своими каракулями, увещеваю. Ноль реакции.
— Ты понимаешь, что я не могу принять такую работу?
Нет, блин, не понимаю. Пытаюсь донести это в максимально вежливой форме:
— Почему нет? Все поля заполнены, посмотрите. Я сама это писала. Вот же — тут мои выводы, тут цитаты. Какая разница, напечатано это на компьютере или написано от руки?
— Я не могу принять такую работу. Ты скачала это всё из интернета.
— Я ничего не скачивала, сидела долго у компьютера, заполняя таблицу.
— Но ты могла скачать это из интернета.
Уже «могла», а не «скачала». Хоть за это спасибо.
— Почему вы так уверены?
— Потому что текст напечатан, а не написан от руки.
Меня несёт:
— То есть если бы я скачала таблицу из инета и тупо её переписала, вы бы не стали придираться? Сразу бы поставили «пять» и не задумались о том, что я могу списать?
Молчание. Попытка убедить меня, что работы, распечатанные на принтере, просто не принимаются. Таблица возвращается ко мне с требованием переписать.
Что я могла сделать? Она — учитель, я — ученик, зависимое существо.
Вот и сейчас я сижу с ноющими пальцами и половиной переписанной таблицы в тетради. Переписанной до ужаса неаккуратно, буквы на себя лишь отдалённо похожи. Что поделаешь — иначе никак. Просто не умею я — и всё.
Недавно поругалась с двоюродной сестрой: разошлись во мнениях относительно воспитания детей. Забирала я племяшку (её дочку) из садика и по пути домой выслушала вопрос: почему другим ребятам за стишок в четыре строки воспиталка поставила по пятёрке, а ей поставила «четыре с натяжкой», хотя она выучила пять четверостиший? Я послушала стих, который племяшка выдала без запинки, и вспомнила такую же ситуацию из своего детства. Мне в восьмом классе за стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» поставили такую же «четвёрочку с натяжкой», а остальным одноклассникам за калечные стишки в два четверостишия выдали по пятёрке. Я сказала племяшке, что не всегда взрослые правы, что очень часто они и детям завидуют.
Доведя племяшку до дома, я получила ругань от двоюродной сестры: дескать, они растят девочку так, чтобы она уважала старших. Естественно, мамины слова — истина в последней инстанции, так что мои тут же были забыты. Меня так растили, и я только в двадцать два года узнала, что взрослые бывают мудаками. И тогда, в восьмом классе, именно потому мне и поставили эту «четвёрочку с натяжкой», а училкин сынок проблеял какую-то ахинею в два четверостишия, перепутав первое и второе и сделав по ошибке в каждой строке, на пятёрку.
В чужой монастырь я больше не полезу, но своим детям объяснять буду с малых лет, что взрослые бывают завистливыми, злыми и крайне, крайне редко правыми. Не каждой старухе следует уступать место, не каждую училку надо будет слушаться, не все будут беззаветно желать добра моему ребёнку. Я буду приучать его думать своей головой, сравнивать, осмыслять, а не стану растить из него несчастного барашка, до третьего десятка лет считающего, что взрослые всегда правы.