Совершал как-то подвиг — ехал в родной город на выходные в маршрутке без наушников. Памятуя о том, как однажды ехал на старом автобусе, у водителя которого была старая магнитола и единственная кассета «Золотого Кольца», решил, что каким-то блатняком и «Фактором-2» мой дух не сломить.
По приезде встретил товарища, пожаловался ему на горе-судьбинушку.
— А знаешь, что может быть хуже блатняка? — спросил он. — Ничего хуже быть не может! — Может! — лицо товарища приняло страдальческое выражение святых великомучеников. — Армянский блатняк.
Далее следовала душещипательная история о том, как он вчера ехал тем же маршрутом, что и я, но всю дорогу из колонок звучало разухабистое: «Вай, да! Вахмаперсик кишельбе-бишельбе, гидэ ти есть, моя Сулико, а?..»
Полгода назад я обрёл сознательность и понимание того, что нужно оплачивать (и тем самым поддерживать) то, что люблю. За это время выявились две проблемы: поставки лицензионной продукции и окружающее меня быдло.
Начну с быдла. За эти полгода я не встретил ни одного человека, который бы одобрил бойкот торрентов, городских сетей и пиратов. Когда говоришь, что собрал уже почти полную дискографию известной старой рок-группы и гордишься этим, в лучшем случае следует непонимающий взгляд, в худшем — фраза вроде «А чё с нета не скачал?» с интонацией «ну ты и протупил». Да, граждане, я действительно настолько люблю рок, что очень не хочу, чтобы он исчез. Если вы не думаете и не поступаете так же, не нужно говорить мне о том, что вы рокер (металлист, панк и пр.) — в моих глазах вы будуте выглядеть просто глупо. Да и задуматься о том, что, может, чувак и правильно поступает, вам тоже было бы полезно. Вышесказанное касается не только любителей музыки, но и киноманов, геймеров, пользователей Виндоуса, Офиса и прочих программных радостей.
Теперь по поводу поставщиков. В моём городе я нашёл лишь один магазин со скромным стеллажом лицензионной продукции. Я стал постоянным клиентом; работники этого магазина смотрели на меня странно только первое время, а сейчас уже привыкли и даже перестали пытаться «впаривать» — я всегда читаю пометки о издателе диска, сверяясь с тем, что написано на официальном сайте интересующей меня группы. Все остальные магазины не продают лицензионную продукцию в принципе.
Со всем, кроме музыки, мне повезло ещё меньше. Видеоигры от издателя если и есть, то только из числа наиболее ходового — стрелялки-бродилки и т. д. Всё остальное — от какого-нибудь Васи Пупкина с пометкой «Для распространения только на территории Украины». А недавно я захотел купить Виндоус (сколько можно на ворованном сидеть-то?) — предвкушаю массу впечатлений.
Товарищи правители! Неужели так уж трудно навести в этом всём порядок, а? И нам, потребителям, лучше будет, и издателям продукции (а значит, и производителям), да и вы неплохие отчисления в бюджеты получите.
Дорогие соседи по общественному транспорту! Если вы так уж любите громко сопеть, хрюкать, цокать языком, булькать и издавать другие подобные звуки, не надо выбирать для этого утренние часы пик. В битком набитом автобусе люди и так раздражены, а вы им счастья уж точно не прибавите.
Задолбали люди, которые по ночам тусуются в нашем подъезде. И дело не в шуме — меня выстрелом из пушки ночью не разбудишь. Дело в том, что я увлекаюсь музыкой и по пятницам репетирую с группой. Репетиция заканчивается поздно, и где-то в полночь я только добираюсь до дома. В подъезде каждый раз натыкаюсь на этих непонятных кадров.
Вчера прошёл мимо них, а самый «трезвый» молодой человек, видя, что я с гитарой, заявил:
— А слабай нам чё-нить!
Пытался отговориться, что гитара электрическая, её подключать надо, иначе звучать не будет. Парень подвис на пару секунд, потом его осенила догадка:
— А! К кобнику, что ли?
Сам ты кобник, блин! Слово «комбик» произошло от термина «комбоусилитель».
Хотите тусоваться в чужих подъездах — тусуйтесь, никто вам этого не может запретить. Но проявляйте, пожалуйста, хоть чуточку уважения к жильцам!
Примерно полтора года назад меня тоже замучила совесть, и я решил поддержать любимых исполнителей, купив их дисков. Первым пунктом были магазины широкого ассортимента. Русский рок в таких представлен Алисой, Арией, иногда Чайфом; все альбомы как минимум трёх лет от роду. Ладно, пошёл по музыкальным. Уже лучше, но всё равно и мало, и новинок не видать. Нахожу каким-то чудом специализированный магазин, торгующий лицензионной продукцией, еду через полгорода... Увы, из всего названного мной нашелся только Lumen, причем искали минут пять и обрадовали, что это последний диск. И ведь город немаленький — не столица, но всё же миллионник.
Это я к чему? На развалах главного рынка пиратской продукции в городе продавец мне с ходу вытащил из коробки по два-пять дисков каждого исполнителя, посоветовал похожих, но менее известных, и даже (о чудо!) не предложил со снисхождением «чего попроще». Действительно, студенту-недоучке или девочке-ромашке виднее, что представляет истинную культурную ценность, а ваши Гуф, Дима Билан и сборник дискохитов доставят мне райское наслаждение.
Может быть, борьбу с пиратством начали не с того конца? Или хозяевам магазинов непонятно, что если группа собирает аншлаги на концертах, то её диск продастся? Как бы то ни было, честно платить удаётся далеко не всегда. Задолбали!
Cейчас модно возмущаться, что, дескать, музыкальное пиратство процветает, группы недополучают денег. Решил я к выходу нового альбома [:SITD:] пойти и купить лицензионный диск. В нашем городе шесть магазинов, торгующих не только пираткой. В этих магазинах работают самые разные люди в возрасте от 18 до 48, но с кем бы я не разговаривал, диалог был одинаковым:
— Добрый день! У вас есть свежий альбом «Эс-ай-ти-ди»? — Кого?
Достаю блокнот, пишу название группы.
— Ни разу не слышал. — Ладно... А есть что-нибудь еще из EBM? — Чего? — Ну, это что-то вроде мрачной электроники. — А! Электроники!
Слово «электроника», видимо, ключевое для всех продавцов: в каждом магазине после этой фразы мне доставали... Electric Light Orchestra.
Дело было в 98-м. Работал я продавцом в аудиоотделе. Заходит девушка, спрашивает классическую музыку, перечисляет произведения классиков: Бах, Моцарт. Говорю, что имеются, — спрашивает, кто исполняет. Я беру диск и на обороте читаю: «Берлинский симфонический оркестр», «Глен Гульд», и далее в том же духе. Она спрашивает исполнителя каждого произведения, а я в ответ читаю ей вслух. В конце она восклицает:
— Как хорошо, что у вас продавцы разбираются в музыке и в исполнителях! — Для этого ведь просто надо прочитать. — До вас я зашла в большой магазин дисков. У них тоже есть классическая музыка. Но когда я несколько раз спросила, кто исполняет, они сначала не отвечали, а потом сказали: «Девушка, не думайте, что у нас какие-то там палёные польские диски. Только оригиналы — кто написал, тот и исполняет».
Идея написать родилась после прочтения истории про автобусного меломана. Первейший вопрос к автору: а вы уверены, что ваши музыкальные изыски было слышны только в момент снятия наушников? Если да, то к вам нет претензий. Но очень часто все ваши музыкальные предпочтения вынужден слушать весь автобус.
Однажды пришлось ехать из Дзержинского в Москву очень ранним утром, в пробке, облепленным со всех сторон полуспящими людьми, которые вместе со мной слушали сорок минут поставленный на повтор хит «Give me your heart, give me your soul». Не буду сейчас обсуждать художественную ценность песни, в которой кроме этих слов и ударных ничего не было, но слушать её сорок минут?! По-моему, единственное, что спасло автора от массового избиения, — всеобщее желание спать.
Каждый день задалбывают водители общественного транспорта, в последнее же время — исключительно «пилоты» трамваев. Мало того, что железные ящики курсируют крайне нерегулярно, так ещё и водительница курит, открыв дверь в кабину, и слушает блатняк.
Водителей маршруток у нас приструнили. Висит объявление, что можно не платить, если водитель курит в кабине, — водители терпят. Печально известную радиостанцию тоже вроде запретили законодательно. Водителям же трамвая же закон не писан — если пеняют, что они слишком медленно едут, они могут и послат: «Времени до фига, у нас расписание». А то, что по расписанию они должны ходить раз в пять-семь минут, легко забывается.
Водители троллейбусов тоже иногда ошибочно полагают, что битком набитый салон с радостью послушает шлягеры российской эстрады начала девяностых и ничего не имеет против запаха курева, который устойчиво держится после конечной остановки. Я понимаю, что вы обижены жизнью — работа тяжёлая, платят мало, да ещё и благодарности никакой. Но ведь именно от вас зависит, как начнётся у человека рабочий день, как он себя будет чувствовать по пути домой. Помните: как аукнется, так и откликнется!