У меня накипела претензия к людям так называемых «творческих» профессий. Почему если мне, к примеру, нравится ковырять программу, а тебе — ставить спектакль или рисовать эпические картины, то я — человек общества потребления, а ты, блин, спасаешь мир от моральной смерти?
Если ты жизнь готов положить на благо людей — иди, помогай делом, беседуй с одинокими, вытирай слюни инсультникам. Нет, это мимолётная помощь Человечеству. Ты же заботишься о духовном, о поколениях, о чёрт знает чём!
Не выставляюсь материалистом. Понимаю, что без духовного тоже нельзя. Да и работаю-то в сфере развлечений, что тоже не очень материально. Но!
У меня душа лежит к технике, у тебя к шоу. Да, я считаю спектакли и концерты явлением одной категории — шоу. Монолог может быть столь же пробирающим, как и песня. Песню так же можно оттарабанить, как и монолог. Я люблю смотреть на живописное полотно. Получаю я удовольствие и от хорошей машины, рассекающей солнечное утро, или от хорошо сидящего на дамской фигуре платья. И не могу себя убедить, что это удовольствия разного плана.
Давай договоримся: ты творишь своё нематериальное именно потому, что это тебе нравится. Ты получаешь удовольствие от самого процесса. Тебе нравится мучиться и рожать идеи, искать средства выразительности, не спать и волноваться перед вернисажем или премьерой. Так же и мне нравится не спать в поисках ладной комбинации или сидеть сутками над работой. Ни твой, ни свой износ от этого я не считаю подвигом.
Что за антично-средневековое подразделение на низшую и высшую сферы деятельности? Ты рисуешь синтетическими красками, твой спектакль освещён не только свечкой, твою музыку услышат на концерте благодаря многим килограммам техники.
«О, как ты хорошо монтируешь (делаешь свет, рисуешь модели)! Почему ты не сделаешь что-то своё? Нельзя работать на чужие идеи!» Ребята! Вы знаете что, я знаю как. Не надо меня жалеть! У меня оргазм наступает, когда я продумаю, сделаю, и оно заработает. Поверьте, он ничуть не хуже вашего, когда «картинка сходится».
Меня задолбали кинотеатры. Я спокойно отношусь к чипсам, гыгыканьям, пиву и репликам. Пожалуй, только потому, что постоянно беру билеты на последний (да, тот самый) ряд.
Вот выходит новый и долгожданный фильм. На премьеру идти, естественно, смысла немного — слишком много «эстетов» в первую неделю проката, да и график не позволяет: время выкраивается только в выходные. Неделя, другая — и вот ты пытаешься найти нужный сеанс, а его нет: теперь желанный фильм показывают в неудобном тебе кинотеатре два раза в день — и только там. И неважно, будний ли день или выходной, хотя разумнее было бы по выходным устраивать во всех кинотеатрах «сборную солянку», благо количество залов позволяет. Но нет — теперь в каждом кинотеатре показывают премьерный фильм — все сеансы забиты именно им. Мол, выбирай место и время, когда тебе удобнее, но фильм у нас только один. И там тоже он. И вон там. Всё для тебя, дорогой зритель! Выбирай, где и когда ты хочешь смотреть то, что хотим показать мы.
А больше всего огорчает, что существует определённый период проката. Пока не закончится этот идиотизм из двух недель упорных премьерных показов и ещё двух недель редких сеансов где-нибудь у чёрта на куличках, фильм на DVD не выйдет. То есть ни дома посмотреть спокойно, ни в кинотеатре.
Вы прекрасно знаете, выход есть. До моего осталось 17%. Кто же в этом виноват? Не сами ли кинотеатры?
Я клоунесса, состою в единственной труппе города. Наш городок маленький, цирк всего один. Выступаю только в своём родном цирке ради удовольствия (основная профессия высокооплачиваемая), «халтурой» не занимаюсь по ряду личных причин. Почти весь городок в курсе, что увидеть наши выступления можно только в цирке.
Музыка, софиты, смех детей… Охрана в теории есть, но на каждом выступлении с первых рядов соскакивает какой-нибудь папаша, суёт мне в карман бумажку с номером телефона и шепчет:
— Дорого заплачу, адрес по телефону, приходите на выступление. — А вы выступаете в детских садах? Позвоните.
Бывают редкие индивидо-дураки, которые соскакивают с кресел, чтобы сказать мне следующее:
— Смените причёску, вам не идёт.
Парик в виде шарика радиусом полметра — понятное дело, не идёт!
— У вас пятно сзади на штанах. Вы что, описались?
В такие моменты мне остаётся только поминать добрым словом охранника дядю Васю , который вечно где-то шляется. А цирк вроде приличный…
Меня задолбали знатоки. Нет, не те, что субботними вечерами отвечают на вопросы по телевизору, а те, что считают себя ценителями искусства и законодателями хорошего вкуса в последней инстанции. Те, которые обвиняют меня в умственной несостоятельности, когда я говорю, что не знаю об их любимой группе-книге-фильме-напитке.
Я читаю фантастику и слушаю рок-музыку, смотрю дешёвые боевики и пью молоко. Но вы говорите мне, что фантастику читать не модно, рок отупляет, смотреть надо исключительно фильмы из известной передачи для «узкой, но глубокой аудитории», а пьют нынче кумыс. Потом вы, унизив, как вам кажется, меня, снисходите и спрашиваете, что я думаю о Васе Пупкине, сваявшем бестселлер «По ту сторону ада эльфов с обнажёнными клинками». Предположить, что я не в силах прочитать все книги мира за двадцать один год своего существования, вы не можете. Ладно, я отвечу: «Спасибо за совет» — и прочитаю-посмотрю то, что кажется вам интересным. Окажется хорошо — поблагодарю за наводку, нет — не обессудьте.
Другая сторона медали — обратные действия. Когда я даю совет вам, вы кривите лицо и говорите, что вещь с таким названием-вкусом-цветом просто не может быть хорошей. «Не читал, но осуждаю». Получается односторонняя связь: я вас слышу, вы меня — нет. Особенно бесит, что вы ни в коем случае не признаетесь, что не знаете о каком-то продукте теле- или музыкальной индустрии. А смысл?
Если вы что-то не видели и не слышали, значит, вас можно удивить или заинтересовать. Это не значит, что вы ничего не знаете. Естественно, что ни один человек не в состоянии потребить всё, что предлагает современный мир. Прислушайтесь к тем, кто даёт вам советы, и вы откроете для себя что-то новое. Мир настолько велик, что его не охватить в одиночку. Не стесняйтесь, что вы чего-то не знаете, и обращайтесь за советом.
У меня много цветов. Очень много. Они стоят на всех поверхностях, висят на стенах и карнизах. Цветовод я начинающий, стаж у меня меньше двух лет, а это значит, что все растения у меня молодые и я знаю каждый листочек, каждую веточку. Задолбали меня любители отломать веточку.
Пока что всех желающих удалось отловить в момент прикосновения. Наверное, если бы удалось отломать хотя бы листочек, дело кончилось бы тяжкими телесными. Я мучаюсь, выхаживаю хрупкое деревце, а ты, руководствуясь дурацким принципом «украденное растёт лучше», стараешься вернуть меня на год назад! У него всего две веточки — ну как можно… Посмотри внимательно — рядом несколько таких же растений, только маленьких. Попроси, и я дам тебе укоренённый росточек. Нет, так расти будет долго? Конечно, это важнее…
Отломать ничего не дам, постараюсь выпроводить как можно быстрее. Обижайся — не обижайся, а в дом я тебя больше не пущу. Вдруг ты в следующий раз решишь постричь мою кошку на память?
Меня задолбали деньги. Нет, не сам факт их существования, а то, что они должны являться оправданием любого твоего занятия.
Первое: любое хобби должно оправдываться заработком.
Решил помочь на кафедре с интересным проектом. Сразу же вопрос одногруппиников:
— А сколько платить будут? — Нисколько.
На меня лишь кидают озадаченные взгляды или говорят, что я дурак.
Пишу для себя программу, показываю знакомым:
— За сколько продавать будешь? — Чисто для себя.
Та же реакция.
Порой доходит до абсурда: зачем, мол, я занимаюсь спортом, если на этом не смогу заработать?
Почему всё должно совершаться за деньги? Неужели нельзя получать удовольствие от дела, наградой за которое будет радость и опыт?
Второе: желание стать следующим Цукербергом.
Уже год наблюдаю за знакомым, который пилит свой первый сайт (хостинг картинок с комментариями), мечтая его запустить и затмить популярную сине-белую сеть.
Нет, такие мысли в целом полезны, они мотивируют. Но почему, опять же, главная цель — сорвать бабла? Причём, как правило, на выходе получается что-то вторичное и неюзабельное, абсолютно бесполезное для людей. А всё потому, что на первом месте стояла не пафосная мысль о том, как сделать мир лучше, а примитивная «как сделать лучше себе».
Нет, это не призыв ничего не делать, или, наоборот, делать всё бесплатно. Это призыв к тому, что целью, в первую очередь, должны быть интерес и желание помочь людям, а лишь потом — жажда наживы. Именно так создавались те вещи, которыми мы пользуемся сейчас.
Я иду по жизни именно с таким принципом. Все мои проекты бесплатны. Мне нравится получать добрые отзывы. И я не беден: с помощью хобби я развил навыки, которые помогли мне устроиться на хорошую работу, а в благодарность за мои проекты люди помогают мне материально по собственному желанию.
Я девушка, мне 24 года, у меня высшее образование и хорошая работа. И меня задолбали те, кому не нравится моё хобби.
Уже около пяти лет я играю в ночные экстремальные игры. Да-да, это те люди, которые под вашими окнами ночью шарятся по помойкам, светят фонариками в развалинах и пишут надписи на стенах.
Скажи мне, мальчик с «Ягуаром», ты знаешь, как эта площадь называлась шестьдесят лет назад? Не уверена, что ты знаешь даже её современное название. А нам за время одной только игры нередко приходится перелопатить историю отдельного дома или улицы из всех доступных источников, включая монографии из библиотеки.
Тётенька, вам не нравится, что мы ночью приехали к вашему дому и смеем что-то искать на водосточной трубе? А та молодёжь, которая ночами пьёт в вашем подъезде и оставляет после себя горы мусора или окурков, вас не смущает? Почему-то им вы не грозите вызвать полицию.
Три пьяных урода, которые пытались вытолкать нас с заброшенного недостроя, вас-то что волнует? Мы не возьмём кирпичи, которые вы тырите ночами, пользуясь тем, что объект покинула охрана. Доводов нет, просто поверьте: нам они не нужны.
Мы пишем свои загадки на стенах и портим облик города? Увольте. Один из смыслов игры — не только разгадать место, но и найти эту самую надпись на нём. Чаще всего она состоит из нескольких символов, ее прячут на водосточных трубах или в других труднодоступных, не видимых постороннему глазу местах. То есть соседняя заказная выборная надпись «КПРФ» через всю стену и маловразумительное граффити, сделанное школьниками, вас не смущает?
Мы смеем посещать заброшенные церкви. И что? Кто мешает это делать вам? Фотографии с почти утраченными фресками и иконами, сделанные во время поисков за все шесть лет проекта, можно отыскать в альбомах игр. Не так давно их просили у нас для публикаций историки, потому что спустя шесть лет от этих фресок уже и следов не осталось.
Да, мама, мой фонарик стоит несколько тысяч рублей и привезён по спецзаказу из-за океана. У меня, девушки, есть сразу три камуфляжа и один затасканные берцы — по гвоздям и осколкам в них удобнее. Тебе было бы веселее, если я выходные проводила бы в клубах или на пьянках с друзьями? Нет? Тогда в чём же дело?
Я знаю город намного лучше большинства его коренных жителей, хотя живу тут всего шестой год. Я могу рассказать, где раньше проходила крепостная стена и кто жил в этом особняке, какие товары и где производились в послереволюционное время и какие заводы закрылись в начале 90-х. Мне не нужна карта во время рабочей поездки — я представляю, где находится нужная улица и дом.
Мои товарищи и сокомандники — бизнесмены, юристы, банковские служащие — весьма разносторонние люди, все уже состоялись в этой жизни. Несколько раз в год нам случается выехать на межрегиональные игры, куда собираются игроки со всей страны, а иногда и из соседних. Нам весело вместе. Нам искренне жаль, когда здание разрушенного завода или дома исчезает с лица земли. Мы рады, когда вместо него вырастает новое — это ход времени. И мы изучаем её по-своему, трогаем руками и видим своими глазами. Не мешайте нам, пожалуйста.
12 апреля 2012 года в одном курортном городе открылся возрождённый планетарий. Первый же подошедший:
— А тут что? — Планетарий. — А что такое планетарий?
Уходит.
* * *
Подходит приличная на вид семья:
— А это что? — Планетарий. — 3D? — Нет, не 3D. — А про что там? — О планетах, звёздах, галактиках…
Маленький мальчик дёргает отца семейства: хочу, хочу, хочу!
— А сколько стоит? — Сто рублей с человека.
Отец одёргивает сына и спешно уводит его смотреть 7D про зомби.
* * *
Тот же сценарий, только отец уводит сына в ближайшую кафешку, где сразу же берёт пиво в таком количестве, как будто собирается торчать по меньшей мере два часа.
* * *
— А что тут? Гы-гы! — Планетарий. — Ну и пошли на х#й!
* * *
За сегодня, к слову, билеты были разобраны на два сеанса вперёд. По окончании просмотра очень приятно видеть сияющие лица детей и даже взрослых.
А быдло не задолбало, нет. Просто противно, что некоторые родители отбивают у своих детей интерес к науке ещё в раннем детстве. Зомби в 7D и бухлёж на глазах ребёнка, разумеется, интереснее и полезнее для развития его интеллекта. А вот если ребёнок станет агрессивным или начнёт пить, до вас и не дойдёт, что таким вы сделали его сами.
Вы не поверите, но меня задолбали кроссворды в газетах. Пишу по горизонтали на вопрос «друг упрямого Фомы» ответ «Ерёма», а с третьей буквы, оказывается, по вертикали «енот» начинается. «Ёнот» получился. Ну это ладно, точки над «Ё» у нас опускают не только в кроссвордах, не надо было их так тщательно выписывать.
Но «хвостики» над «Й»? Их-то как та же участь постигает? Если «Е» и «Ё» — обе буквы хотя бы гласные, то превращать «зайку» в «заику» у нас в обычных текстах не принято. А в кроссвордах — сколько угодно. Напишешь честно и правильно: «Чацкий», а с последней буквы, оказывается, женское имя Ирина (Йрина?) начинается. «Лицемер» — кто, как не фарисей? Оказалось, что с его последней буквы надо начинать имя ведического бога Индры…
Составители кроссвордов! Ну хотя бы гласную и согласную-то различайте, даже если в написании их и отличает только диакритический «хвостик»!