Уже не в первый раз натыкаюсь на гневные вирши тружеников графического фронта, которые сквозь снисходительные смешки и мантру «како-о-ой кошма-а-ар» таки умудряются напечатать тупеньким клиентам какие-никакие визитки и прочие баннеры.
Так вот, дорогие слуги Корела, Иллюстратора и брата их Фрихенда — если взялись за полиграфию, будьте добры предоставить цельный, необрезанный комплекс услуг. Руководителю отдельно взятой фирмы глубоко поровну, какие там векторы и прочие параллелепипеды нужны, чтобы за его кровные, потом и вениками заработанные бабосики напечатать пару сотен маленьких картонок с телефонами. Максимум, что он может предпринять — напрячь штатного «на все руки мастера», которому все ваши форматы тоже побоку. И дело не в том, что он лезет в дизайнеры или ещё в кого похуже — ему просто сказали сделать, и всё тут. Он обычно другими делами занимается, не до Корелов ему.
А вы за это гешефт имеете, и ничто не мешает вам внести в свои прайсы отдельную строку за подготовку макета. Если лень — никто вас на этом сегменте рынка не держит. А то только и слышно со всех сторон: «Как тяжко стало жить — совершенно никто не хочет делать нашу работу»…
Рекламное агентство. Девушка-дизайнер по телефону разговаривает с заказчицей.
— Если хотите визитки подешевле, мы можем их отпечатать в один цвет. — Ой, а это как? — Это значит, что вся печать производится только одним цветом: голубым, пурпурным, жёлтым или чёрным. — Хорошо, сделайте, пожалуйста, образцы всех четырёх вариантов и перешлите их мне по факсу.
Я тоже верстальщик — точнее, журналист, дизайнер и верстальщик. Случалось и препрессом поработать. Так вот, меня достали ситуации, когда заказчик приносит плохой скан визитки своей фирмы и просит напечатать такую же. И ты рисуешь её заново — без всякой доплаты. В твои обязанности это не входит, но заказчик ужаснётся тому результату, который выйдет, если печатать «как есть», а заказчик у нас, конечно, прежде всего. Вот некоторые и наглеют...
Бесплатно разрабатываешь им дизайн, уже готовишь в печать, а они в десятый раз приносят новые фотки: «Вставьте в макет теперь эти. И рамочку эту уберите, вот это подвиньте вот туда», — а ты с грустью смотришь, как извратились над твоим трудом эти люди. От упорядоченности объектов и продуманной концепции в макете не остаётся и следа.
Фотку размером два метра присылают, говорите? Так это хорошо, грех жаловаться. Значит, вы ещё не пробовали напечатать фотку размером 50 КБ, чтобы смотрелась прилично.
Кстати, форматы файлов — тоже отдельная тема. Почему-то файлы сохраняют в любых форматах, кроме тех, что для этих файлов предназначены. Например, мне нравятся фотографии в Ворде и статьи в JPEG. Картинка в Ворде чаще всего находит своё последнее пристанище и уже никуда нормально не копируется, не экспортируется, не изменяется. И хорошо ещё, если джейпеговский текст распознается Файнридером...
Не первый раз читаю жалобы дизайнеров: мол, логотипы им не в том формате присылают. Ребята! Представьте себе, что вам нужно сшить костюм. Вы приходите к портному, а он вам говорит: «Я шью только уже раскроенные костюмы с полочкой, продублированной флизелином». Каково? Если бы вы умели кроить и дублировать флизелином, зачем бы вам вообще был портной? Обратились бы к швее-мотористке.
Если бы у меня было нужное мне изображение в векторе или хотя бы человек, умеющий его нарисовать, я бы обращалась не к дизайнеру, а в типографию. Вы не требуйте другого — мне всё равно взять негде. Вы просто скажите, сколько мне будет стоить из того, что есть, сделать то, что надо.
Работаю управляющим в рекламном агентстве. Как-то мне потребовался штат менеджеров по работе с клиентами. О том, что подача объявления в газету с вакансиями стала моей наигрубейшей ошибкой, я понял несколько позже. Тот факт, что люди вообще не читают текста объявлений, меня перестал бесить уже, наверное, после пятидесятого звонка. Пункт про обязательный опыт работы вообще никому не интересен — такое ощущение, что в рекламном агентстве менеджер по работе с клиентами может работать как уборщиком, так и старшим научным сотрудником в центре обслуживания коллайдера. Про грамотную речь я вообще молчу — последователей культа Фурсенко у нас в стране, наверное, клонируют в диких количествах! Но больше всего вывел из себя один звонок (судя по голосу, звонившая девушка не просыхала уже неделю):
— Алло. — Здрасте! Ик... Это рекламное агентство? (Нет, это база торпедных катеров.) А я вам звоню насчет работы! (Мы безумно рады!) — Девушка, а вас не смущает тот факт, что сегодня выходной и время уже за полночь? — А какая разница, я же на сотовый звоню!
Делаем рекламные ролики. Естественно, клиент хочет «три из трёх»: дёшево, быстро и качественно. Объясняем, что в данном правиле одновременно работают только две позиции, а третью в любом случае надо исключать.
— А вот мне надо, чтобы вы завтра ролик сняли, а послезавтра чтобы я мог уже по телеку его пустить. Только не фуфло какое, а нормально чтобы, с эффектами. Вот в кино, как там... «Ночной дозор» — нормальные же эффекты?
Соглашаемся — нормальные, можно сделать. Если хотите, даже срочно, но в сумме будет освежающе большое количество нулей. Клиент возмущён:
— Чё вы меня тут разводите? Я вам пять тысяч рублей плачу, а вы нормальный ролик сделать не можете?!
Слава Богу, бороться научились. Клиенту даются координаты продакшн-студий, которые с удовольствием озвучивают ему цену и сроки производства ролика с эффектами «Ночного дозора». Как правило, клиент возвращается притихший и согласный подкорректировать первоначальные требования.
Делала рекламный буклет для компании, занимающейся изготовлением творожных сырков и прочих молочных сладостей. Заказчица объясняет, что хочет получить на выходе:
«Только не надо ничего мудрёного! Все должно быть просто. В идеале на буклете должна быть изображена корова, летящая по небу, к вымени которой прикреплен доильный аппарат, из которого вылетают сырки. А рядом должен ходить мужичок с корзинкой, который собирает вылетевшие сырки».
Работал «офлайн-спамером»: рекламки медцентра на набережной раздавал. Через дорогу тем же занимались какие-то сектанты, и прохожие часто нас путали.
— Христос? — со знанием дела уточняет мужик в довольно дорогом костюме, разглядывая листовку с огромной надписью «Массаж, стоматология». — Да нет, массаж, — отвечаю на автомате, после чего вижу озарение на лице клиента.
Заказчик просил сделать купон-скидку с персонажем «Смешариков». Реальная цитата из его пожеланий:
— Уважаемый дизайнер, ну посмотрите, у зайца совсем негламурное выражение лица. Я же вам написала, что он должен радостно говорить с детьми и рекомендовать одеваться у нас. И потом, он же голый, а мы магазин детской одежды. Посмотрите, многие Смешарики одеты! Вы сделайте так, чтобы дети могли включиться в диалог с зайцем, чтобы он радовал и их, и нас с вами.