Ох уж эти «живые» концерты в небольших рок-клубах… Вот только что вернулась с одного из них — ушла в середине, сил больше не было. И группа вроде хорошая, и музыка мне нравится, и обстановка в клубе нормальная (чисто, культурно), и публика в целом приятная… Тут должно быть «но».
Как же задолбал совершенно неадекватный звук! Точнее, уровень громкости. Вроде и отстроен неплохо, и оборудование нормальное. Тем не менее, получается просто шумовой удар по ушам.
Товарищи звукооператоры!! С чего вы взяли, что «громче» значит «лучше»? Зачем делать такую громкость, что не слышно ни вокала, ни клавишных, ни гитары? Слышно только дисторшн и как лупит ударник.
Этим, кстати, грешат и большие стадионные концерты, но там хоть как-то можно понять — надо перекрыть шум толпы. Но в маленьком клубе, где и перекрывать-то нечего?
Перед уходом всё-таки нашла место, где слышно нормально. Знаете где? В туалете. Было отлично слышно все инструменты, голос, гармонию в музыке… Эх, жаль, там надолго не останешься.
Интересно, это только мне так громко? Или многим тоже неприятно, и мы стоим и терпим?
Давайте беречь наши уши. Слух, блин, не восстанавливается…
Если ты слушаешь музыку — в многоквартирном доме ли, в машине или даже просто в наушниках, а то и без оных идёшь по улице, — о твоём шикарном музыкальном вкусе, сами того не желая, узнают все случайно оказавшиеся рядом люди.
Какого художника ты, владелец ведра с гайками, укомплектовываешь это самое ведро мощной аудиосистемой? А потом твоё любимое ведро дребезжит вместе с басами, заставляя проснуться тех, у кого ты проехал под окнами. Или ещё лучше: паркуешь авто во дворе и открываешь двери, приобщая к прекрасному ещё парочку домов. Зато твои друганы наперебой рассказывают, как ты крут!
А зачем ты, милый студентик, покупаешь S-90 в общежитие? Ну да, ты же не учиться приехал в чужой город. Ты теперь можешь тусить, прожигая родительские деньги. А заодно не даёшь нормально учиться и отдыхать половине общежития. Ибо стены тут толщиной не отличаются, да ещё и розетки сквозные.
А ты, существо, так любящее врубать свою невероятной красоты музыку в порыве поделиться прекрасными впечатлениями со всеми соседями? Поверь, среди них есть люди, которые только что приползли с работы и мечтают о чуточке тишины. Среди них есть мамы, которые пытаются уложить спать детей. Среди них есть те, кому из-за головной боли любой звук словно раскалённая кочерга в мозгу. Но тебе пофиг. «Я в своём праве, до десяти вечера можно шуметь».
Так вот, автолюбитель, не обижайся, когда я, проснувшись ночью от концерта во дворе, вызову полицию. Студентик, по тебе соскучился комендант общежития — у него всегда найдётся работа для нарушителей порядка. А к тебе, меломан, я тоже вызову служителей порядка, ибо санитарные нормы шума ещё никто не отменял.
— Ой, да брось, через несколько лет снова соберутся.
Может, и соберутся, но будет уже не то.
— Подумаешь, у тебя этих «любимых» штук пятьдесят.
Каждая группа по-своему ценна и любима.
— Они же все сольно пойдут выступать, деньги-то нужны.
Это будет уже не то.
— И что, плакать теперь из-за этого? Как маленький ребёнок прям.
Почему бы и не поплакать? Они все мне родные и близкие. Гораздо ближе многих так называемых «родственников».
— Есть же старые альбомы, слушай их да радуйся.
Да, старые альбомы прекрасны, но всегда хочется чего-то нового, и побольше.
По какой-то причине не могу пойти на концерт:
— Подумаешь, в следующем году приедут.
Может, приедут, а может, и не приедут.
— Подумаешь, в том году приезжали, зачем второй раз одно и то же смотреть?
Каждый концерт — уникальное событие хотя бы по своей энергетике.
— Полторы тыщи за билет? Ну и слава богу, что не пошла, лучше купи вкусненького чего-нибудь на эти деньги.
За то, чтобы послушать любимую музыку вживую и посмотреть на артистов, мне не жалко никаких денег.
Я не претендую на звание высокодуховной личности, не имею музыкального образования (а в наше время считается, что ты не имеешь права жить музыкой, если у тебя нет соответствующего образования и ты ни на чём не играешь), и как бы это пафосно ни звучало, но музыку я чувствую тоньше и глубже, чем все, кто меня окружает, за исключением разве что пары человек. Речь, кстати, не о классике и не о джазе, а о довольно тяжёлом роке. Самые любимые группы со мной с детства и подросткового возраста, когда всё воспринималось острее. Их песни помогли мне справиться с большинством моих внутренних проблем гораздо лучше, чем ваши глупые советы, которым вы бы сами никогда не последовали. Потеря каждой группы — это как потеря очень близкого друга. Как тут не заплакать?
Я не виню вас в том, что вы не можете мне посочувствовать, потому что не понимаете, как можно принять такую ерунду близко к сердцу. Но если не можете сказать хотя бы пару дежурных утешительных фраз, лучше не трогайте меня и дайте спокойно оплакать друзей, которые были рядом, всегда были готовы выслушать и помочь на протяжении половины моей жизни.
Задолбали «ценители» и «знатоки» музыки. Не только классической и академической, а вообще. Я понимаю, что два года музыкальной школы автоматически вырывают вас из общей серой массы, это показатель вашей элитарности, богатого внутреннего мира и интеллектуальности, но…
Когда-то я позволил себе в присутствии преподавателя по гитаре высказывание в стиле: «Эти-то вот играть не умеют, а вот та группа — это вообще не музыка». Получил краткую и ёмкую отповедь: «А они играют то же самое, что и ты: музыку. Да, другой инструмент, да, другой звук. Но ноты-то те же самые, только расставлены чуть иначе».
В музыке есть только один критерий: «нравится лично мне / не нравится лично мне». Ни один эстетически воспитанный человек не станет ставить на одну абсолютную шкалу сравнения Цоя, Кобейна, Моцарта и Сальери. Ещё Run–D.M.C. и Скриллекса для комплекта не хватает только. И группы «Воровайки», которая тоже имеет своих слушателей.
Задолбали «ценители» и «знатоки» классической академической музыки. Да, я понимаю, что классика — это модно, это показатель вашей «элитарности», богатого внутреннего мира и интеллектуальности, но…
Замечательное произведение «Lux Aeterna», послужившее саундтреком к фильму «Реквием по мечте», написал некий Клинт Мэнселл. Нет, он не основывался на классических произведениях. Нет, у Моцарта нет композиции с названием «Реквием по мечте» или «Панихида». Да, реквием его авторства существует, и одна из частей по каноническому тексту носит название «Lux Aeterna», но никакого отношения к саундтреку фильма Даррена Аронофски она не имеет. Нет, Вагнер тоже не писал этого, это не «Путь в Вальгаллу», тем более что ни в одной из опер цикла «Кольцо Нибелунга» нет номера с подобным названием.
«Призрак Оперы» — это мюзикл. Нет, он никогда не был оперой. Романом Гастона Леру — был, оперой - нет.
Антонио Сальери — таки великий композитор. Ах, он отравил Моцарта из зависти? Да нет же, не травил, а писал достаточно хорошую музыку. Не верите? Мне вас жаль…
Достали и плакальщики от «искусства».
«Сегодня Курту Кобейну было бы 46. Умер Бог музыки». Господа, если бы музыку двигали и создавали только такие вот «боги», то она была бы весьма плачевным зрелищем.
«Цой жив. Виктор Робертович был гениальным композитором». Это, безусловно, хорошо, что память о Цое ещё есть в народе, но они никогда не был гениальным композитором. Даже хорошим не был.
Люди, не возвеличивайте посредственностей, не пытайтесь блеснуть интеллектом в тех сферах, в которых вы не разбираетесь. Задолбали!
Задолбало это чёртово брендопоклонничество. И я даже не о «яблочниках» говорю. Оно встречается повсеместно, начиная от кипятильников и заканчивая машинами.
Пригласили знакомого гитариста в группе поиграть. Тот поболтал с ребятами, послушал демки, остался доволен: вроде бы толковые ребята попались в кои-то веки, да и они довольны: приятель играет отменно. Договорились о репетиции. Клавишница заметила у приятеля его «Лаг» (весьма, кстати, недешёвый):
— Что у тебя за стрёмная гитара?
Парень впал в ступор: обозвать недешёвую, кстати, гитару, не послушав, может только телепат.
— «Лаг», а что?
— Фи, знали бы, что у тебя не «Джексон», не позвали бы.
Это при том, что второй гитарист играет на бюджетном китайском «Зомби». Ладно, поиграли немного вместе, вроде бы сыгрались. Клавишница всё своё: дескать, гитарка-то — бюджетное говно. На вопрос, чем она хуже, ответила просто: «Не „Джексон“».
Существует множество дискриминаций: расовая, половая, с этого сайта узнал о зодиакальной, теперь ещё и брендовая. Как сказал этот приятель после репетиции: «Б@#$%, скорее бы коллайдер».
А меня, как ни странно, задолбали эти самые профессиональные музыканты. Конечно, далеко не все — лишь та громогласная часть, считающая их знания, полученные в музыкальных учебных заведениях, просто-таки минимумом для взятия любого инструмента в руки.
— Как, ты играешь на своём басу восемь лет и так и не удосужился научиться читать с листа?! — восклицает одна особа, успешно заканчивающая консерваторию. — Да как ты вообще можешь называть себя музыкантом?!
Во-первых, дорогая, я и не называл себя музыкантом — лишь инженером. Во-вторых, довольно большая практика позволяет мне с ходу понять, что от меня требуется, и играть то, что от меня ждут. Все мелкие неточности и огрехи всегда можно скорректировать по ходу. В-третьих, когда ты последний раз встречала партитуры, например, GY!BE или вовсе даже Merzbow? Как думаешь, так ли они нужны?
— Я считаю, что человек, не владеющий [хитрым исполнительским приёмом], не имеет права вообще прикасаться к инструменту, — безапелляционно заявляет мне другой товарищ.
Не вопрос, дорогой. Может, тебе и лучше знать, ты музучилище закончил. Только как ты выучишься играть в футбол по учебнику, ни разу не выйдя на поле? Или безупречная техника сделает тебя более приспособленным для игры в ансамбле, научит тебя слушать других и себя? Я не спорю, многое уметь — хорошо, но так ли нужно тратить большую часть занятий на «уметь руками» в ущерб умениям головы?
Тысячи примеров. Нельзя модернизировать инструмент, потому что производитель задумал его именно таким, какой он есть, но нельзя и играть на стандартном, потому что ты не подстроил его под себя. Нужно постоянно совершенствовать техническое мастерство, но нельзя его совершенствовать, потому что это якобы мешает ещё чему-то там.
Отстаньте уже, пожалуйста. Я играю свой пост-рок пять раз в месяц для заинтересованных в этом людей — наверное, именно этого они от меня и ждут, если приходят и слушают, верно? Я же не критикую вас, когда вы помогаете своим детям решать задачи по физике за восьмой класс:
— Как, ты не знаешь на память элементарные формулы?!
Задолбавшиеся ценители музыки, пришедшие на концерт и обретшие там неадекватных соседей! К вам обращаюсь я, друзья мои.
Вам пришла в голову мысль посетить концерт. Приобщиться к прекрасному за недешёвую цену. Кого же вы ожидали увидеть, услышать и обонять в зале — неужто ценителей-меломанов? Если так, то я имею вам сказать пару грустных слов.
Меломаны — они сейчас народ подкованный теоретически и закалённый практически. Меломан знает, что никакой зал (тем паче тот, в котором проходят концерты и спектакли вперемешку) не даст звука, удовлетворяющего меломанское ухо. Не даст его и оркестр, играющий энный раз подряд в описанных вами условиях. А даст его студийная запись и хорошая (недешёвая) аппаратура. У меломана она есть, я вас уверяю.
А кто же в зале? В зале том:
1. Люди, которым билеты недешёвые достались на халяву. Пенсионеры, инвалиды, родители детей-инвалидов. Они могут оказаться прекрасными людьми — а могут и нет. И часто как раз нет. Всепоглощающая любовь к халяве и год не мытое тело, а также поедание булок с громким чавканьем имеют странную, возможно, мистическую связь.
2. Товарищи, пришедшие ощутить свою связь с культурой. Грустно, но факт: культурному человеку её ощущать не надо, она у него и так есть. Отсюда — шуршание пакетами в такт музыке (приобщение к творческому процессу) и звонки в зале (от культуры не убудет).
3. Меломаны, не подумавшие о первых двух категориях, а также об отличии студии от зала. Узок круг этих меломанов, страшно далеки они от народа…
«Раньше была культура»? Так вот, скажу я вам, раньше носки бедного студента с галёрки таки тоже не розами пахли. К слову, дворянин и дворянка на концерте тоже пахли не только и не столько духами, сколько немытым телом. И обычай приезжать на концерты далеко после начала — самый что ни на есть дворянский. И превращение зала в клуб для общения по интересам — тоже… Просто раньше других источников сносной музыки, кроме команды музыкантов в душном зале, просто физически не было. Но сейчас-то не это самое «раньше».
Дорогие друзья-меломаны! Братья и сёстры! Пожалуйста, перед очередным культпоходом на пять минут задумайтесь. Или уж не плачьте и не звоните потом ни в чём не повинным администраторам.
Мама решила порадовать и купила билеты на концерт классической музыки, в то время как раз проходили гастроли её любимого оркестра. Билеты недешёвые, прямо скажем, дорогие — и те в один из последних рядов. Но мы всё же настроились не смотреть, а слушать. Наивные.
Раньше меня дико раздражало, что концерты и спектакли начинаются гораздо позже (привет модели безоблачной заграницы!), сейчас же я понимаю, что это становится вынужденной мерой. За десять минут до начала в зале было от силы человек сорок, за две минуты до начала зал заполнился на треть.
Грянула музыка, а с ней начался и «концерт». После каждой арии и увертюры билетёры запускали в зал оравы опоздавших, и топот их каблуков заглушал все аплодисменты. Вокруг — выяснения, где чьё место, и шуршание задниц по креслам. Многим отчего-то хотелось выйти посреди исполнения очередной арии — видимо, сказывалась аллергия на нормальную музыку. Нас с мамой поднимали раз пять.
Пришли наши соседи со всех сторон. Слева уместилась парочка «молодожёнов», лет по 45 обоим. Минут семь они потратили на обсуждение того, как сложно добирались, ещё столько же — на то, куда бы им хотелось зайти после концерта. Мужчина держал в руках пакет из «Перекрёстка», которым постоянно шелестел в такт мелодии флейты. Справа сели три подружки, которые давно не виделись, посему жаждали обсудить все сплетни и новости за последние 100500 лет, многозначительно переглядываясь и ржа. Сзади сидела полуглухая бабка с внученькой. Бабка ела булку, завёрнутую в две салфетки, одна из которых нашла пристанище на моем плече, и то и дело орала: «Ась?! Не слышу!» Спереди, прости господи, был даун. Девочка-инвалид, которую на концерт привезла её семья. Девочка оказалась самой приличной из всех своих родственников: постоянно отказывалась от предложений брата попить колы, не реагировала на нарекания матери по поводу неудобных сидений, а отец семейства, недолго думая, снял через голову свитер, оставшись в майке-алкоголичке. То, что он не мылся, по крайне мере, год, почувствовали все сидящие рядом. Потом у кого-то зазвонил телефон, ещё через какое-то время в зале заплакал ребёнок.
Концерт длился всего 45 минут и уже подходил к концу. Собрав все нервы в кулак, я убрала с плеча промасленную салфетку и вежливо, но настойчиво попросила мужчину оставить в покое кулёк с продуктами.
Сразу после финального выступления все эти товарищи ринулись в гардероб, не аплодируя и не потрудившись остаться на номера на бис. Всю дорогу я мучилась над тремя вопросами: откуда у этих невеж деньги и желание пойти на концерт, насколько должно быть противно от произошедшего самим артистам и стоит ли мне вообще ходить на подобные мероприятия?
На следующий день я позвонила администратору концертного зала с убедительной просьбой не пускать на концерты опоздавших, но в течение всего дня трубку не снимали. А потом я поняла, что это бесполезно. Потому что я всё равно не смогу добиться того, чтобы при входе в зал людей проверяли на быдлизм.
Нет, не задолбали. Что-то другое. Бежать от вас некуда.