Есть у меня знакомая девушка — нервная, болезненная и выглядящая в свои девятнадцать на все тридцать пять. Собираясь домой, она всегда звонит матери и в половине случаев остаётся ночевать у знакомых. Пару-тройку раз, забыв вовремя сделать контрольный звонок, оставалась ночевать на вокзале или на скамейке в парке. Причина проста: её родители — запойные алкоголики, и когда у них начинается алкозаплыв, дома девушке лучше не появляться: с чем-нибудь тяжёлым бросятся. Проверено многократно.
Моего дядю сделал инвалидом общий родственник. После застолья с обильным возлиянием ему подумалось, что дядя хочет отобрать у него кусок дачного участка, и он взялся за нож. Сел, конечно, но здоровье дяде это уже не восстановит.
У знакомого несколько лет назад погибла младшая сестрёнка, которую среди бела дня на пешеходном переходе сбил пьяный в драбадан водитель. Девочке было двенадцать лет.
Пьяный сосед несколько раз пытался вломиться в нашу квартиру с топором, убеждая нас, а потом и прибывавших на место сотрудников полиции, что мы агенты Моссада.
И таких примеров — море разливанное. В каждом выпуске новостей, в каждой беседе бабок у подъезда, на каждом форуме и на страницах социальных сетей. Каждое второе убийство в стране происходит по пьяни.
Но задолбало (хотя тут куда уместнее куда менее цензурные выражения) меня не это — по крайней мере, не само по себе. Задолбало отношение к этому вопросу окружающих.
— Да ладно, он же пьяный был, — произносит человек, услышавший о подобном инциденте недоумевающе-защищающим тоном. — Какой с него спрос?
— Это же больной человек, несчастный, его пожалеть надо, — вторит сердобольная бабушка.
— Ну что ты, не мужик, что ли? Понимать должен, — со знанием дела заявляет похмельный дядя Вася, к которому участковый оперуполномоченный ходит регулярно, как на работу.
— Менты — гады. Права забрали, а я всего-то пару бутылочек выпил, — жалуется коллега. — Пятница же, должны же понимать.
Многие сочувственно кивают и всячески поддерживают. Конечно, гады.
И так везде, всюду и постоянно. Состояние алкогольного опьянения в глазах большинства наших сограждан становится универсальной индульгенцией на любое зло. Из отягчающего обстоятельства употребление алкоголя превратилось в лучшем случае в смягчающее, а в худшем — и вовсе в оправдание любых действий.
Какого лысого ёжика? Да, алкоголизм — болезнь, но в отличие от рака, диабета или шизофрении, болезнь эта вызвана исключительно действиями самого человека. Алкоголиком нельзя сделать насильно. И если человек добровольно опускается до уровня бешеного животного и не пытается ничего с этим сделать, его не надо жалеть. Его надо или лечить или изолировать от общества. А большинство алкоголиков и не желают лечится, потому что пока они валяются под забором и воняют, их жалеют, утешают и возятся с ними. Потому что жизнь такая, не повезло, больной человек. Что ж мы, не понимаем?
То и дело в новостях мелькают полные напускного ужаса ролики о том, как злые агенты вражеской разведки спаивают Россию. Очнитесь, сердобольные: вас не надо спаивать. Вы с удовольствием делаете это сами, вместо того чтобы решать проблемы, строить отношения, совершенствоваться в профессии, искать выход из сложной ситуации. Оскотиниться проще, чем быть человеком. И вы же жалеете тех, кто добровольно спускает собственную жизнь в отхожее место. Именно в этом на самом деле заключается проблема, а не в том, что алкоголь можно купить на каждом углу, президент — козёл, правительство — ворьё, а начальник — сволочь.
И ладно бы такие граждане убивали себя сами! Это личное дело каждого: хоть ханку жри, хоть из окна прыгай. Но убегая от своих проблем в бутылку, такой индивид калечит судьбы и жизни окружающих его ни в чём не повинных людей. А потом уныло мямлит со скамьи подсудимых: «Простите, товарищ прокурор, пьян был, не помню».
Если хотя бы один кандидат в депутаты или президенты пообщает вернуть к жизни ЛТП и введёт уголовную ответственность за нахождение на улице в нетрезвом виде, подразумевающую как меру пресечения исключительно лишение свободы, он навеки станет моим кумиром.
Московская фирма. Гендиректор у нас с Камчатки, как и его зам по PR. Аналитик откуда-то из-под Челябинска. Владелец фирмы — армянин. Есть представители малых народов Крайнего Севера. Главный архитектор софта из Украины, мой непосредственный начальник — оттуда же. В подчинении у меня два человека: один из Уфы, другой из Барнаула. Сам я из Орехово-Зуево — есть такой городишко, два часа на электричке до Москвы. В фирме трудятся азербайджанцы, корейцы, китайцы. Даже пакистанец был и перуанец Хесус.
Меня не бесят иногородние, меня не бесят москвичи — все прекрасно работают и получают нормальные деньги. Так почему, блин, каждый раз, попав в очередной Мухосранск, я обязан слушать от местных алкоголиков сказки про зажравшихся москалей, которые не дают жить и зарабатывать «нормальным» людям?
Некоторое время назад с переломом носа я оказался в больнице. Думаю, излишне пояснять, что контингент отделения, где я лежал, процентов на восемьдесят состоял из жертв драк и нападений. За неделю лечения мне довелось услышать с десяток практически одинаковых печальных историй: шёл или ехал вечером домой, подошли двое (трое, семеро), ограбили и избили. В половине случаев избивавшие были лицами кавказской, узбекской и иже с ними национальностей; во второй половине о национальности нападавших стыдливо не говорили.
На предпоследний день пребывания в отделении между двумя вполне русскими пациентами отделения произошла драка. Разнимать их полез только один человек — обрусевший кавказец.
В моей жизни бывало всякое. Я помогал эвакуировать избитого и ограбленного кавказцами парня с остановки маршрутки. Мой знакомый оказался в реанимации после того, как вступился за девушку, к которой приставали двое узбеков. Мы с друзьями вынуждены были отбивать одиногоко прохожего у трёх совсем не русских продавцов с кавказского рынка. Но вместе с этим нос мне сломал вполне себе русский плечистый парень, прямо на улице среди бела дня избивавший собственную жену, на руках у которой сидел двухлетний ребёнок. Сломал за то, что я пригрозил вызвать полицию, если он не прекратит.
Когда моя сестра упала с качелей и получила сотрясение мозга, никто из хорошо и давно знакомых русских соседей не согласился помочь довезти её до больницы. Это сделал недавно въехавший в наш дом армянин, который видел нас третий раз в жизни.
Многие мои знакомые оказывались «терпилами», встретившись в переулке с группой нетрезвых людей, и в половине случаев эти люди были славянами. Пару раз до больницы их после этого довозили кавказцы.
Люди, поймите: нет «правильных» и «неправильных» национальностей. Есть нормальные люди и есть мудаки. Нормальному человеку не придёт в голову поднять руку на женщину, ребёнка или любого человека намного слабее, не способного оказать реального сопротивления. Нормальные люди не будут нападать впятером на одного. Нормальные люди не будут избивать ногами худосочного студента с целью разжиться парой тысяч рублей и мобильником. Но всё это делают и будут делать мудаки вне зависимости от цвета кожи, волос и глаз.
Поэтому я буду обходить десятой дорогой компании «реальных пацанчиков» с сэмками и пивасиком точно так же, как аналогичные им компании «братьев с Кавказа», но буду вежливо, культурно и уважительно общаться с людьми, честно зарабатывающими себе на жизнь, способными к культурной коммуникации и соблюдающими общечеловеческие нормы поведения, и по мере сил помогу любому человеку, оказавшемуся в беде, если это будет в моих силах.
Я очень надеюсь, что хоть кто-то из прочитавших эту историю последует моему примеру.
Мы с женихом любим путешествовать. Капиталами не блещем, но и дома не сидим. Решили в дождливом сентябре погреться под египетским солнышком, поплескаться в море. Не утерпели до ноября, когда падают цены, а самолёты, напротив, взлетают и довозят напрямую до небольшого курортика в стороне, и поехали в «русскую» Хургаду.
Выяснилось, что не так плох курорт, как о нём пишут в отзывах. Что действительно ужасно, так это наши русские туристы, как любила орать одна из тёток, «славяне». Я всегда гордилась своей национальностью, но там мне стало ужасно стыдно, что я отчасти русская. Я была рада, когда нас принимали за немцев или поляков. Это льстило. Потому что русские в Египте — это чума, моровое поветрие и все десять казней египетских в одном лице.
На протяжении всего отдыха мне вспоминались «Мёртвые души» и типичные образы от Плюшкина до Коробочки. Большинство нашего народа, видимо, до сих пор можно делить на типы и высмеивать. Сами напрашиваются.
Первый тип — это сварливые тётеньки, давно переевшие свою сотню кило, но всё ещё голодные. Они приходят на завтрак/обед/ужин за час-полтора и занимают очередь. Солнце, полдень, жара под сорок — казалось бы, иди к морю, плавай, загорай. Но нет, вдруг все всё съедят? А ведь «деньги-то уплочены» и «у нас тут всё повключено». Когда эти троглодиты дорываются до шведского стола, включается режим «а мне всё мало». Идёт эта женщина-гора по залу и сваливает на тарелку всё, что видит, и побольше, побольше! Неважно, что две трети из собранного останется на тарелке: не съем, так понадкусываю. До сих пор помню, как две тётки дрались за оставшийся на подносе банан, хотя через пару минут официанты принесли добавки.
Последняя стадия в столовой — про запас. Тётка начинает сгребать всё в сумку, а то между обедом и полдником целых два часа, надо запастись, не то — голодная смерть.
Второй тип — мужики-алконавты. Весь отдых таких состоит в осушении бокалов. И всё бы ничего, каждый отдыхает, как может, но потом эти дядьки начинают осыпать персонал и других гостей произведениями своего неповторимого чувства юмора, приставать к девушкам (всем известно, что перед таким никто не устоит, а глупышки просто стесняются), лезть в драку с друзьями и мужьями этих девушек.
Один из таких пришвартовался к бару и попросил бармена, цитирую: «Плесни-ка мне, братиш, пивчарского». Бармен на русском языке уточнил, что именно желает гость, на что получил тираду на тему «какие вы тут все тупые». Случается такое, что арабы пользуются своими знаниями русского лучше, чем сами уроженцы России.
Третий тип — молодая семья с маленьким ребёнком. Муж с женой лет по 20–25, ещё совершенно не нагулявшись, решают оторваться по полной и едут в жаркие страны. У них будет прогулка по морю, сафари на квадроциклах, дискотеки и алкотреш. Здорово, но всё это время вместе с ними трёхлетний ребёнок, которому плохо (жарко, головку напекло, животик болит). Родителям-то всё равно, а дитя надрывается в плаче, и этот концерт слушают все. Родители на ребёнка в лучшем случае не обращают внимания, в худшем — орут на него и вместе с ним. Весь отдых мы слушаем детский плач, видим малышей, предоставленных самим себе, замечаем, как плохо деткам на сафари длиной в целый день на жаре.
Я женщина. Мне искренне хотелось успокоить и пожалеть ребёнка, а матери надавать по ушам. Есть ведь няни, есть специальные отели с детскими комплексами и отличной анимацией, где с ребёнком занимаются с утра и до вечера. Но нет, мы не ищем лёгких путей, да и дорого это. Зачем отдавать 50 баксов за няню или несколько дней в детском комплексе? Куда лучше поехать на дискотеку и упиться там! А ребёнок с собой, он же на виду.
Не так уж сложно соблюдать простые правила отеля, страны и экскурсионной компании, быть вежливыми с местными жителями и другими гостями, просто придерживаться здравого смысла. Тогда не придётся писать гневные отзывы и рассказывать, «как там эти арабы оборзели».
В России предлагают наказывать за оскорбление религиозных чувств граждан лишением свободы сроком до трёх лет и штрафом в 100-200 тысяч руб.
Никому не приходило в голову, что свобода вероисповедания — это свобода исповедания любой веры, а не только православия? И, представьте себе, само существование христианских церквей на территории Древней Руси тоже для кого-то является оскорблением.
Почему все обязаны поклоняться православному богу? Какое к этому всему имеет отношение светское государство? Да и как вообще называть его светским? Христианнейшее правительство, христианнейшие школы, все вокруг крещёные-православные. Стада овец божьих поклоняются еврейскому божеству, что не мешает им ворчать: «Почему все начальники евреи?» А кого еврейский бог должен начальниками ставить — русских, что ли?
Эти христианнейшие христиане готовы разорвать любого, кто не из их числа. Среди разумных атеистов жить было куда проще и безопаснее, а добрые дела совершались просто потому, что их приятно совершать, а не ради покупки билета в Царствие Небесное.
Вандализм должен наказываться в любом случае. Ничем не отличается вандализм в церкви или мечети от вандализма на капище. Порча идолов должна преследоваться так же точно, как и порча икон. Тогда закон — это закон. А пока что надо признать, что свободы вероисповедания не существует. Существует свобода исповедания православия.
Я живу в Великом Новгороде. Нет, не в том, про который вы подумали. В Великом, я же сразу сказала. Нет, это не Нижний. Да, такой есть на карте, и это — не Нижний! А вы географию в школе совсем не проходили, да? Ну ладно география, бог с ней, так уж и быть. Но историю вы тоже проспали? Всю? Совсем всю? Впрочем, это заметно.
Что ж, счастливого пути, удачи и всё такое. Но на досуге загляните хотя бы в атлас. И про Новгородскую землю спросите у Яндекса, что ли. А то, не ровен час, заблудитесь, заплутаете, лишний крюк в 1000 км делать придется. Нет, я не прикалываюсь, это реальный горький опыт таких же, как вы, кому без разницы. То сами в командировку не туда приедут, то груз не по тому адресу отправят.
Один очень усатый режиссёр сказал: «В старину, когда всё было плохо, люди выходили на площадь и пели „Боже, царя храни“. Нынче всё снова плохо, надо что-то делать».
Любители делать «ну хоть что-нибудь» задолбали хуже пареной репы. Давайте наклеим стикер на машину, сходим на митинг, журавлика, опять же, из бумаги сложим, и наступит благорастворение воздухов.
В общем, что бы ни делать, лишь бы что-то делать. Написал сто постов в бложике в поддержку не к обеду будь помянутой панк-группы — молодец; написал тыщу — герой! Опять перекрыл движение в составе очередного митинга «За всё хорошее, против всего плохого» — титан. Кинул камнем в ни в чём не повинного «цепного пса режима» — святой.
Разумеется, те, кто это броуновское движение в защиту вечных ценностей не поддерживает, продались за 65 рублей, фальсифицировали всё и вся, и вообще, народ не тот достался, надо срочно другой глобус.
Знаете, в стране, конечно, не всё прекрасно, да и власть у нас так себе. Но от вас, делатели чего-нибудь, только хуже. А заборы вон не крашены, кастрюли не чищены и снег за полярным кругом не весь убран.
Работаем мы с товарищем на поприще госзакупок. Хотим попытаться внести немного ясности для тех, кто в силу незнакомства с предметом не знает, в чём тут суть. Если вкратце, то не может в России госконтора просто купить товар или заказать услугу, если сумма превышает 100 000 рублей.
— У нас каждое лето теплотрассы ремонтируют, а иногда за лето по два раза. Задолбали!
— У нас в городе дороги каждое лето делают-делают, никак не сделают. А иногда за лето два раза одну дорогу чинят. Задолбали!
— В школе такой ремонт дебильный сделали! Вся штукатурка поотвалилась, краска полопалась, сейчас переделывают. Задолбали!
Поймите, у нас сделать один раз и хорошо невыгодно. Каждый ремонт в госучреждении — это цепочка. Проводится аукцион, заключается госконтракт (с кем надо, естественно, несмотря на то, что аукционы анонимные), платится, как раньше говаривали, мзда, а на современном — откат, выполняются работы. С дорогами, теплотрассами, больницами та же песня. И вы, и мы на данный момент напрямую сделать ничего не сможем: больно много заинтересованных, чтобы эта система работала и давала «урожай».
А задолбали меня вы. Сидите за пивом или чаем на кухне и кудахчете, как у нас всё плохо, как трудно стало жить. Сделайте что-нибудь! Пожалуйтесь президенту, местным властям, сходите на митинг, наклейте на машину наклейку против чего-либо. Ах, вам же лень, неохота, заняты… Ну, бегите, бегите. Чай остынет, а пиво нагреется.
Есть в России такие люди — москвичи. Нет, не те, понаехавшие из Кукуевска, не о них сейчас речь, а настоящие, которые всю жизнь прожили в Москве, где-нибудь поближе к центру. Как правило, люди достаточно образованные, достаточно обеспеченные. Работают на высоокоплачиваемой работе, отдыхать летают если не в Европу, то как минимум в Турцию, благо аэропорты, считай, в пригороде. А ещё по выходным они ездят на дачу — кто-то в ближнее Подмосковье, а кто-то и в дальнее.
Всю жизнь они наблюдают одну и ту же картину.
Центр Москвы, Кремль. Там центр власти, центр страны.
В пределах Садового — самые дорогие магазины, эксклюзивные товары и пафосные рестораны.
В пределах ТТК — магазины и рестораны попроще.
В пределах МКАД — жилые массивы, спальные районы и промзоны.
Ближнее Подмосковье — уже почти Москва, но всё-таки уже начинается провинция. И магазины попроще, и люди иначе одеваются, это заметно.
Среднее Подмосковье — деревни, небольшие города со своим собственным укладом жизни, зачастую вполне провинциальным.
Дальнее Подмосковье — а здесь уже можно и телегу встретить, и мужика на дровнях зимой. Если деревня — так глухомань, если город — то как будто застывший во времени в прошлом веке.
Что такое экстраполяция, все помнят? Продолжаем. Отъедем мысленно от Москвы ещё на 500 км, до самого Кукуевска. Что мы там увидим? По логике — какие-нибудь закопчённые избы, в которых мужики в лаптях стругают деревянные наличники, а бабы носят воду коромыслом, отпихивая с дороги гусей. Ну правда же, логично?
Раз логично — то вполне естественно, что к жителям Кукуевска, только вчера сбрившим бороду и переодевшим лапти, отношение будет настороженное: кто их, деревенских, знает?
Так что если кого такое отношение задолбало — это они не со зла. Не задалбывайтесь, просто поймите и не переживайте по пустякам.