Недавно открыли во дворе на клуб рукоделия от райадминистрации для детей и подростков. Деток учат вязать, шить, плести из бисера. Здорово? Конечно. Решила подкинуть им несколько идей. Пока искала схемы для новичков, наткнулась на злобное шипение одной особы:
— Вот вы всё шьёте, вяжете, лепите. То мыло сварите, то оригами скрутите. Вам заняться нечем? Скорее всего, вас сократили, и вы фигнёй маетесь. Шли б работать!
Удивительный вывод! Оказывается, сделать что-то своими руками — это позор. Это плохо и вообще бестолковое занятие. Этим занимаются только лентяи. Ну, или на продажу ещё можно. Уметь что-то делать своими руками стыдно и глупо. Ишь чего захотели: творчеством заниматься! Какое ещё хобби? А ну, марш к станку!
Или вот был репортаж в новостях: провели акцию по украшению города. Так здорово задумано было: разукрасить обшарпанные серые трансформаторные будки. И что же? Куча народу плевалась. Им, видите ли, неприятно смотреть на цветы, пейзажи и зверюшек. А вот уродливая будка с обрывками объявлений — это по-нашему.
Жаль, что попытка сделать что-то красивое рождает в недалёких людях злобу и зависть. Осознать тот факт, что сделанная своими руками снежинка и согреет, и украсит, и сделает дом уютным, им тяжело. Почему-то всё, что не для продажи, а просто для красоты или самовыражения, по мнению этих нелюдей, не имеет права на существование, потому как от безделья и отсутствия общественно полезной деятельности.
Конечно, времени, как всегда, ни на что не хватает, и после работы хочется только поесть и уснуть. Но неужели люди учатся готовить еду только для того, чтобы быть поваром в ресторане? Неужели учатся кататься на велосипеде только для того, чтобы уйти в профессиональный спорт? Разве нельзя просто получать удовольствие от процесса, радовать родственников и друзей? Или развиваться куда-то ещё, кроме специальности? Да пусть просто немножечко больше красивого появится в этом мире. Разве плохо?
Видов творчества масса. Буквально всё, что можно сделать руками из всего, что попадёт под руку. Кулинария, занятия музыкой, парикмахерское дело, декорирование. Различные стили и техники. Столько всего! Но есть категория людей, которые и сами не создают, и других за это осуждают. Что сказать? Варвары.
У нас у всех есть увлечения. У кого-то простое хобби, кто-то на этом зарабатывает. Но всех увлекающихся объединяет одно: постоянное нытьё.
Я метатель коней. Это очень редкое хобби, занимаются им всего четыре человека в мире. Перекидываю я коней — где бы вы думали? — на улице в час пик. И ведь каждый умник подойдёт и спросит: «А ты циркач? А ты ветеринар? А ты зоофил? Нет, ну дебилы! Я же конекрутотёр-перекидмейстер, а трюк этот — простенький перезапроподнаднакидрейсинг. Ну что они ко мне пристали?
А я Вася Пупкин, скрещиваю амёб с журавлями и диванами. Делаю я это в людных местах. Как же меня задолбало быдло беспросветное! Подходят такие ко мне, каждый второй спрашивает: «А как называется, а зачем? А мы не знали, а покажите». Не покажу! Идите своей дорогой!
А я умею складываться до размера спичечного коробка. Очень полезное занятие и увлекательное. До чего же задолбало, что люди в парках гуляют, на остановках кучами стоят, что их вообще так много! Негде поскладываться. И ведь каждый ещё наступит, пнёт, а мне потом разглаживаться!
* * *
Я верю, что все ваши хобби очень полезны, занимательны и увлекательны! Но чего вы вообще ожидаете, занимаясь этим в общественных местах? Чего вы хотите от людей, которые даже на картинках никогда не видели таких чудес? Не хотите вопросов и посторонних глаз? Выезжайте на природу, находите площадки. Да вы ведь и сами многому в мире удивились бы, как дети, правда?
Я жонглёр. Кидаю в основном булавы и кольца. Не то что бы профессионал, но частенько выступаю на частных мероприятиях. Я студент, и это неплохой источник дохода, пусть и не самый стабильный. Как и любой артист этого жанра, стараюсь в тёплые дни репетировать на улице, в парке, да где угодно. Я люблю, когда на меня смотрят и говорят: «Смотри, как он кайфово булавы крутит». Но как же меня задолбали отдельные личности…
Пьяная личность (читай: сучность):
— Слышь, братюнь, а ты чё, из цирка?
Ага, ты далеко не уходи: сейчас сюда слонов и акробатов приведут.
* * *
Маменька с ребёнком:
— Катенька, посмотри, как дядя палочки кидает! А я сейчас приду, вы ведь посмотрите за ней?
Твою же мать, женщина! Палочки называются devil sticks, но это ещё ладно. Тебя не смутил тот факт, что я ещё не умею с ними работать, а на кончиках стоят кевларовые фитили, да и палочка далеко не пластмассовая? Уроню — пришибу твоего ребёнка.
* * *
Кидаю три булавы, четвёртая стоит на лбу. Какая-то пьяная быдлодевица подбегает и толкает меня в спину. Естественно, стоящая на лбу булава падает ей на голову всей четвертью килограмма веса. Девица — в крик. Подбегает её быдлобой, начинает качать права, лезет с кулаками, угрожает друзьями — ну, как всегда. В ответ больно получает коленом по яйцам и отправляется восвояси.
* * *
Пришлось выступать на частной вечеринке. Естесственно, в программу входил номер с булавами. На входе в клуб меня остановил чоповец и потребовал показать сумку. Я открыл.
— Так, с оружием не пропущу. — Каким оружием, вы вообще о чём? — У вас в сумке пять бейсбольных бит. Зачем они вам?
* * *
Вы знаете, мне начинает казаться, что наш народ думает: нечто удивительное, что трогать нельзя, обязательно нужно потрогать руками, испортить и забрать себе.
Почему люди лезут к вам в виртуальную жизнь? Они не лезут в неё, а пытаются вас из неё вытащить.
Ваш мирок, где вы круты настолько, что подумать страшно, выключается одним движением рубильника. И что дальше? Реальность зла — вы поймёте это буквально на первых шагах. К ней вы не подготовлены. Те немногие навыки, которые привила вам игра, вы отрабатывали на себе подобных, то есть на большинство окружающих, от которых будет зависеть ваша реальная жизнь, они не будут иметь никакого действия. Да и что за навыки? Попробуете призвать магию, чтоб включить электричество, или за этим надо обратиться к шаману?
Не надо пытаться приводить примеры про того парня, который и играет, и в жизни хорошо устроился. Да, такое бывает, но надо оценивать не то, как он устроился, а факторы, которые к этому привели. Никто не думает, что у того парня родители — влиятельные люди, которые и пристроили его в надежде, что рядом с налаженным делом он поймёт, что и как надо делать в реальной жизни и чего стоят его виртуальные достижения.
Почему я это пишу? Потому что я сам прошёл через игроманию и знаю, что потерял в результате. Я наблюдал, как разваливались хорошо налаженные организации только потому, что их директор подсел на игры и перестал нормально вести дела. Моему задроту уже 16 лет, но он, к счастью, уже выныривает из виртуальной жизни и осознаёт своею социальную значимость.
Для тех, кто не понял, скажу кратко: для вас, дураков, стараемся.
Года полтора назад заинтересовал меня один танец, в наших краях не особо распространённый. По счастливой случайности я встретил ребят, которые учили его прямо на улице. Стали учиться вместе. Реакция людей на наши «пляски» была удивительна.
Первые (это чаще всего были женщины за сорок) искренне интересовались, восхищались и желали нам удачи.
Вторые — дяденьки-милиционеры, которые подходили к нам по пять раз за три часа тренировок с просьбой предъявить документы и проверить телефончики.
— А ну-ка дыхни! — Ххху. — Пили! — Нет, вы что: мы ж танцуем! — (С явным недоумением.) А как вы трезвыми танцевать-то можете?
Третьи были ещё противнее. Так как танец предполагает активную работу ног во все четыре стороны, требуется довольно много места. Подходит к нам мальчик лет пяти — и тут подлетает мамаша и орёт на всю улицу: «Отойди от них! Они больные!»
Почему наша молодёжь не активная и пьёт «ягу» в подъезде? Просто не дают возможностей.
Работаю в конторе, производящей компьютерные игры. Моя должность — гейм-мастер. Это человек, который находится в игровом мире и разбирает проблемы-запросы игроков, а также тестирует весь материал и докладывает о найденных ошибках. Это в идеале, угу. На деле же никто никогда не мог помыслить, чем мы будем заниматься, когда устроились работать на эту благородную должность.
Мы любим свою работу и индустрию. Мы считаем, что дарим людям счастье, свет и так далее по списку. Ну, по крайней мере, нам хотелось бы в это верить. Однако же гейм-мастер — это маркетолог, пиарщик, писатель, техподдержка и комьюнити-менеджер в одном флаконе, но с зарплатой, как у уборщицы тёти Люси. Забавно? Очень!
Креативненько придумать новое развлекалово для скучающих игроков?
Креативненько решить 250 технических проблем за сутки? А техподдержка другим занята, займись ты.
Креативненько распиарить проект, написав везде в рунете, какая игра клёвая и классная, не палясь, что ты над ней работаешь? Пиши! А твои моральные установки и принципы никого не волнуют.
Креативненько поработать в выходные и праздники?
Креативненько нарисовать эскиз или снять видеоролик?
Креативненько придумать за маркетологов всякие слоганы и рекламку и втюхнуть доверчивым покупателям?
Так и хочется сказать: если б я хотел креативненькой работы, я бы устроился к вам дизайнером или на ещё какую творческую профессию. Если бы я хотел креативненько придумывать конкурсы-шмонкурсы, я бы устроился в маркетологи или пиарщики. Но я технарь!
А если вы считаете, что жаловаться мне не надобно, потому что я ГМ, то тогда встречное предложение: за все нервы, потрёпанные благодарными юзверями, которые считают, что ты робот, работающий без еды и сна, за весь тот творческий высер, что из нас выдавливали, за все эти кружечки и футболочки за конкурсы, за все эти стишки и восторженно-умилённые тексты, которые вы заставляли писать, — за это всё мы хотим получать столько же денег, сколько получают вместе взятые дизайнер, маркетолог, специалист техподдержки и менеджер по работе с комьюнити. А зарплату ГМа, так и быть, можете выплачивать тринадцатой: в сравнении с зарплатами вышеперечисленных мастеров она не тянет даже на ежегодную премию.
Люто достали люди, сетующие на бессмысленность виртуальной жизни. А в реале у них, типа, есть смысл? Их фамилию можно найти на страницах «Форбс»? В списках нобелевских лауреатов? Ну хоть среди космонавтов-то? Тоже нет? Весь смысл их «реальной» жизни сводится к жалким потугам позаниматься спортом и заведению пары детишек — действию, на которое способна даже амёба.
И вот сидит такое унылое чмо и рассуждает про бессмысленность виртуала, геймеров-задротов и свою эпическую крутость, основанную на недельной давности поездке в лесополосу на шашлыки. Да, достижение мирового уровня, возразить нечего.
Люди, мы все накроемся гробовой доской. Кто-то раньше, кто-то позже. И достижения абсолютного большинства будут забыты через десяток лет. Историю вершат единицы. Скажите себе честно: вы не из их числа. Так какое вам дело до того, что кто-то тратит свою жизнь иначе, чем вы? Мы к вам в реал не лезем — оставьте и вы нас в покое.
Я пенспиннер. Начинающий, правда, но стараюсь продвигаться. Кто не знает, пенспиннинг — искусство вращения ручки. Хобби непритязательное: ручка, как у школьника, всегда при себе, да и места определённого не надо — стола и стула хватит. Естественно, обычной ручкой за два рубля ничего дельного не сделаешь — неудобно. Поэтому в ход идут моды — нечто, напоминающее ручку, созданное из частей других ручек и подручного барахла. Чаще всего получившийся монстр уже не пишет. Я выбрал наилучший вариант из относительно дешёвых и после двух месяцев стараний получил Её — идеально сбалансированную ручку, состоящую из корпуса фломастера, двух колпачков, резинок и скотча — куда уж без него…
Люди хобби всегда интересуются — необычная вещь, выглядит эффектно. И меня это не раздражает: я всё прекрасно понимаю. По возможности показываю простейшие трюки, даю в руки мод… и начинаю скрипеть от злости. Ну почему, почему 99% людей первым делом стараются снять колпачок? Человек, колпачок несъёмный, ручка не пишет, так как предназначена для другого, и я сказал об этом пять секунд назад! Зачем пытаться его стягивать, рискуя нанести моду несовместимые с жизнью увечья?
Прихожу в магазин за очередными «трупами» — ручками, которые пойдут на разборку и запчасти. Выбираю по качеству и форме резинки, материалу сопла. Смотреть на качество письма бессмысленно — я никогда ей писать не буду. Но продавец неумолим. Я обязательно должен купить то, что понравится ей. Понимаю, необычно; объясняю, что писать ручке не суждено. 80% даже не слушают, продолжая продавать милую им ручку.
Хорошо, что после подобных встреч я могу прийти домой, пятнадцать минут потренироваться и на весь день вернуть себе хорошее настроение.
Собираю кубик Рубика — не просто собираю, а делаю это быстро, секунд за двадцать. Часто делаю это в общественном транспорте.
«А как ты так быстро собираешь? Научи меня тоже». Люди! Я не могу за один перегон в метро заставить вас запомнить около десяти алгоритмов — необходимый минимум по системе Фридрих, хотя буду рад ответить на короткие вопросы («У меня с третьим слоем проблемы…») — ведь это помощь новичку, а начинающие в нашем обществе приветствуются.
Ездящие группой громко обсуждают мою сборку: «Ух ты, ёпты, смари, п#$дец ваще парень наяривает!» Конечно, за несколько соревнований я привык к взглядам со стороны и не начинаю от такого тупить, но всё равно такое поведение раздражает.
«Помню, в детстве я крутил-крутил, только одну сторону смог собрать, но однажды случайно собрался весь». Друзья! Мне очень интересно, но точь-в-точь таких же историй я наслушался вдоволь.
Что удивительно, когда вместо обычного кубика 3×3×3 я начинаю крутить что-то нестандартное (5×5×5, например, или додекаэдр), все вопросы и взгляды тут же пропадают. Видимо, у людей есть реакция на что-то знакомое с детства, а ничем новым они, увы, не интересуются.