Кого-то напрягают различные фрики от искусства, просто кишмя кишащие в сотне клонированных передач (по словам напрягающихся), созданных для поисков талантов. А меня напрягает сама суть этих программ, сводящих искусство к спорту.
Давайте посмотрим. Все программы, касающиеся музыки, ищут вокалистов. Вокалисты приходят и поют обычно не свои, а популярные общеизвестные песни. Из них выбирают тех, кто смог повторить эти песни наиболее точно, пусть и с вариациями. Процедура зацикливается до бесконечности. В итоге получаем такое «ковёрное поле» — сотню кавер-версий, слабо отличающихся друг от друга (в последнее время в моде нечто околофриджазовое с завываниями и копированными пресетами настройки звуковой обработки). «Движение есть, прогресса нет». Новые течения не появляются, новых композиторов (а именно они создают мелодии) не сыщешь днём с огнём. Ничего не напоминает? Это спорт в чистом виде — кто лучше сделает какой-то набор действий, в данном случае — споёт. И это в искусстве, которое должно затрагивать наиболее потайные уголки человеческого сознания. Стоит прийти в такое шоу человеку с хотя бы неординарным голосом (который воздействует на зрителя, но может отличаться от канонов), якобы компетентное жюри морщится: это неформат! он не так ноту ля взял!
При этом строятся замки дурацких стереотипов о каком-то «настоящем искусстве», «так сейчас не могут», хотя искусство развивается вместе с человеком, исследуя изменения в его психологии. Но проще, конечно же, настроить принципов, зациклиться и выдавать одно и то же всю жизнь. Хотя даже в спорте иногда появляются новые течения и меняют правила. Может, когда-нибудь это и до искусства доберётся?
Люблю театр. Не то чтобы хожу туда каждую неделю, но раз в пару месяцев стараюсь посещать. Так вот, вчера наконец-то выбрались с мужем на премьерный спектакль. Настроение было отличным, специально надела красивое платье, ожидали положительных эмоций и приятного времяпрепровождения. Увы и ах — ожидания не оправдались. И дело не в том, что спектакль был на четвёрочку с минусом. В конце концов, это произведение искусства, которое каждый видит по-своему, и однозначно оценить его невозможно. Настроение испортили долбаные школьники, которые составляли 95% аудитории!
Во-первых, сразу вопрос к учителям. Какого чёрта вести детей лет 11–12, которым мультяшки ещё смотреть надо, на серьёзный спектакль про СПИД, взаимоотношения полов и поколений? Они элементарно в силу возраста не могут ещё понять всей сути!
Во-вторых, неужели так трудно провести воспитательную беседу до мероприятия? Объяснить, что, блин, мобильные надо выключать. Что не надо жрать чипсы и запивать их газировкой во время спектакля. Ё-моё, это театр, а не «Макдональдс»! Что не надо надувать пузыри из жвачки и смачно чпокать ими в зале. Что не надо в коридорах орать и носиться, сшибая других людей, пришедших культурно провести вечер.
В-третьих, зачем делать этот поход обязаловкой для всего класса, в том числе и для простуженных детей, которые отчаянно кашляют на протяжении двух часов?
Само собой, я не говорю, что учителя плохие и ничему не учат! Нет, они лишь делают свою работу. Их администрация обязывает хотя бы раз в четверть организовывать культмассовые мероприятия. Но, блин, можно же подбирать спектакль по возрасту, который заинтересует ребёнка? Не надо относиться к этому на «отвали». Типа, сводили, и пофигу, на что. Назревает вопрос к родителям. Неужели вы настолько заняты своей работой и другими делами, что не можете объяснить ребёнку, что нельзя-нельзя-нельзя приходить в театр в драных джинсах и нечищеных со дня покупки ботинках?! Вы же с ранних лет не воспитываете в них культуру поведения, а потом удивляетесь и говорите, что школа ничему не научила. Вот и посылают взаимные лучи поноса родители учителям и наоборот. И получается в итоге, что единственное развлечение у нынешней молодёжи — это фастфуды и кинотеатры. Печально!
Вспоминаю, как мы с классом в тот же театр ходили лет эдак девять назад. Как вели себя культурно — ни шороха в зале. Как в антракте вполголоса разговаривали, чтобы другим не мешать, а не гоготали и скакали по коридорам, как на перемене. Как плакали в конце трогательных спектаклей. Как за кулисы прорывались, чтобы автограф у актёров взять. Где это всё сейчас? И кто нас такими воспитал? Родители? Школа? Общество? Почему спустя несколько лет всё так изменилось?
В театр я, конечно, ходить не перестану, и дети мои будущие обязательно будут туда ходить со мной и мужем. И объяснять я им буду, как себя вести нужно, чтобы не вызывать негатива окружающих.
Искренне надеюсь, что так не всегда и не везде, а пока, к сожалению, задолбали.
Меня задолбало, что многие песни поют глухие люди. Нет, не в медицинском смысле; я имею в виду весьма специфический вид глухоты.
Вот, например, знаменитая песня «В парусиновых брюках», многими любимая и многими исполняемая. Почему-то девять из десяти исполнителей поют: «Мы придумали море — таким, как на старых картинках…», хотя сами только что спели: «…в широких, залатанных, длинных». Неужели они сами не слышат, что «картинки» с этим не рифмуются? Неужели непонятно, что должно быть «на старых картинах», и никак иначе? Впрочем, это полбеды; в последнем куплете и вовсе через раз можно услышать «если туман мне застелет глаза» вместо «глаза мне застелет туман», хотя со словом «капитан» эти глаза рифмуются не лучше, чем палка с селёдкой.
А вот на экране телевизора начинающая, но уже профессиональная певица. Она рассказывает о своей любви к творчеству Владислава Крапивина и поёт «Последний марш»: «Под ветрами нам плыть, по просторам шагать…» Красиво поёт, заслушаешься. И вдруг внезапно: «Скоро день расцветёт, словно огненный шар…» Бац! — всё впечатление испорчено. Ну ладно, пусть любительница Крапивина даже забыла, что он писал про «огненный клён», но как ей самой не режет уши попытка срифмовать огненный шар со строчкой «Поднимайся, мой мальчик, рассвет раскалён»?
Или вот, скажем, довольно громкий в своё время проект «Песни нашего века». Казалось бы, в мероприятиях такого уровня можно выверить каждое слово, да и сами исполнители по большей части — мэтры авторской песни, для них эти тексты должны быть родными. И тем не менее в легендарной «Бригантине» жизнерадостный хор слаженно выводит: «Пьём за яростных, за непокорных…» Павел Коган, должно быть, вертится в гробу: он-то предлагал выпить «за непохожих», потому что всего через строчку «вьётся по ветру Весёлый Роджер». Но маститые барды, как видно, отсутствия рифмы не слышат. И таких примеров ещё не один и не два…
Люди поющие, любители и профессионалы! Я могу понять, как можно не попадать в ноты — у самого слух далёк от идеала. Я могу понять, когда недослышанное или забытое слово в середине строчки заменяют первым попавшимся, хотя при этом пропадает смысл — не одобряю категорически, но хотя бы понять могу. Но если человек хотя бы в принципе знаком с понятием рифмы — насколько глухим надо быть, чтобы не замечать (или игнорировать) такие нестыковки? Они ведь режут слух сильнее самой фальшивой ноты! Не понимаю напрочь. А встречать такие удары по ушам — задолбало.
Наверное, мне повезло. Я учусь на технаря, но меня окружают одни творческие люди. И знаете что? Меня задолбали доморощенные «таланты»!
Вот Маня. Маня рисует. Постоянно показывает мне мятые тетрадные листочки с непонятными фигурами, в которых с трудом угадывается попытка срисовать известного актёра с фотографии.
— Да, совсем не похоже, я знаю.
Маня, милая, если ты знаешь, что у тебя не получается рисовать, зачем же ты показываешь это мне? Я не буду источать комплименты и говорить, что в тебе умер да Винчи.
А это Петя. Он пишет музыку. У Пети нет музыкального образования, но кому оно нужно! Ведь можно скачать программу, написать там мелодию, фальшиво спеть и потом весь вечер звонить мне:
— Ты послушал? Ты послушал?
Да, Петя, я послушал, и мне не понравилось.
Или, например, Стёпа. Стёпа пишет рассказы. Выкладывает свои «шедевры» на некоторых сайтах, только вот почему-то никому его потуги не нравятся. Но Стёпа не сдаётся! Он продолжает писать. Всё бы хорошо, только почему каждый твой писательский миазм должен быть прочитан и оценен мной?
Дорогие почти художники, писатели, скульпторы и прочие! Если вам так хочется поделиться своим творчеством, будьте добры, делитесь. Но не со мной.
Недавно закончился приём работ на художественный конкурс. Не могу похвастаться тем, что выиграла, или посетовать, что проиграла, зато могу пожаловаться, как меня всё это задолбало. И дело не в организаторах, которые вполне адекватны и готовы разжёвывать любому суть по сто тысяч раз, и не в суровых правилах. Дело в участниках, превративших и превращающих мою жизнь в ад.
Я выполняла работу на компьютере — увы, с бумагой у меня дела хуже и нет ни карандашей, ни красок, ни принтера со сканером. Взяв в руки свой графический планшет, я автоматически получила звание «наглой твари», «буржуйки». Таких, как мы, остальные участники (дети большей частью) умоляли исключить из конкурса, не давать ни одно из трёх мест и так далее. По мнению даже нынешнего поколения, компьютер и графический планшет — это волшебные машины. Ты жмёшь волшебную кнопку «создать красивый рисунок» и уходишь пить кофе. Приходишь — всё готово!
Скажу так: мне приятно, что вам страшно конкурировать со мной. Я чуть старше вас, и потому, по мнению вас и ваших родителей, я злая сука. Я отнимаю у вас приз, хотя в правилах нет ограничения по технике исполнения или возрасту. Я включила волшебный Фотошоп и теперь пытаюсь вытурить ваших детей (сестёр, вас самих), хотя вы рисовали 24 часа 7 дней в неделю и вывихнули руки, не говоря уже о ваших заслугах: подарках в детские дома, диагнозах, возрасте, обещаниях родственникам или наличию у вас в скором времени дня рождения, который у каждого второго забавным образом приходится на день объявления результатов.
Никого не будет интересовать, что я не ходила в художественную школу, хотя меня уже называли наглой выпускницей художки или студентом худвуза. За меня никто не рисовал, работу я не крала, в чём меня обвинили уже раз десятый без подкрепления ссылками и аргументами.
В личные сообщения мне спамили, чтобы я убрала свои работы, в комментарии к работам — чтобы не расстраивала детей и снялась с конкурса, потому что могу купить себе приз.
Увы, не могу. Поэтому и участвую в этом конкурсе. Я потратила всё это время, не развлекаясь, а стараясь и усердствуя. Даже если не выиграю, я буду довольна тем, что провела всё это время не зря и боролась честно. А вы дальше ищите волшебную кнопку и комментируйте ядовитыми плевками.
Меня задолбали весёлые посредники — перепродавцы развлекательного контента. Все люди, более-менее владеющие хоть одним иностранным языком и живущие в России, наверняка поймут, о чём я, хотя есть и другие примеры.
Желаете вы, скажем, купить компьютерную игру в день её выпуска в Европе, чтобы играть с друзьями. Купить — не проблема, хоть в день выхода, хоть предзаказом. В игре, естественно, будет оригинальная озвучка, но все тексты будут на русском без возможности переключиться. Вот так, хотите или нет — втыкайте в кривой поспешный перевод, слушайте свои валенки и не выпендривайтесь. Ну да, задача решается скачиванием пары файлов, но каждый раз после обновления игры их придётся ставить заново. Купил в России — играй на русском, и пофиг, что сейчас ты в Нидерландах.
Выпуская фильмы на DVD в официальный прокат, об оригинальной дорожке не заботится практически никто. Об этом говорится уже давно, а воз и ныне там. Я б понял, если бы фильм шёл без нормального дубляжа, но здесь-то ничего не нужно делать — просто не ломать уже сделанное!
Можно ещё вспомнить смешную историю, как у человека, переехавшего в другую страну, с планшета стёрлась часть книг, потому что, дескать, покупал он их в Штатах, а это совсем другая лицензия. Я же, загоревшись идеей купить модный трек через Айтюнс — да через любую систему распространения легального контента в сети, — столкнулся с национальной индейской избой: правообладатели пока меж собой не договорились, поэтому приобрести легально эту песню с российского аккаунта нельзя. Но зато можно скачать совершенно бесплатно, если послать к чёрту некоторые условности.
Знаете, в таких ситуациях я ощущаю себя средневековым крестьянином, которому граф запретил собирать грибы в своём лесу просто потому, что мог. Я не против платить за удовольствия, вот только в том, чтобы чувствовать себя человеком второго сорта, никакого удовольствия нет.
Уважаемые перепродавцы! Делайте дела так, чтобы моё гражданство и местоположение не имели значения при покупке товара, или идите лесом!
Задолбали студенты художественных вузов, старательно перерисовывающие натюрморты с лимонами и считающие, что, кроме их продукции, искусства в этом мире больше не существует, а то, что существует — говно и безвкусица.
Художник — это тот, кто ищет прекрасное во всём, что его окружает. Художник не копается в помойном ведре пабликов «Вконтакте», чтобы морщить нос и говорить «фи», потому что развивает в себе способность примечать красоту, а не её отсутствие. Художника, мать его, не задалбывает искусство, потому что это смысл его жизни, то, чем он дышит и питается.
Художник отдаёт себе отчёт в том, что все с чего-то начинают, и тот, кто сегодня рисует комиксы в фотошопе, через пять лет может нарисовать культовый мультфильм. Людей, которые восторгались работами Винсента Ван Гога при его жизни, можно пересчитать по пальцам — даже его друзья и коллеги импрессионисты не упускали случая критиковать его стиль, хотя и признавали в нем талант. А кто критиковал работы Ван Гога сильнее всех? Сам Ван Гог.
Но снобы от искусства себя не критикуют. Миссия их жизни не в том, чтобы выразить себя в творчестве, не в том, чтобы создать шедевр, который будет изумлять, вдохновлять и будоражить воображения многих поколений. Вместо этого они яростно изобличают говно. Диплом художественного вуза и технично перерисованные натюрморты с лимонами — железный аргумент сноба от искусства в том, что уж он-то, сноб, всё в этом искусстве понимает, он собаку съел на этих натюрмортах и говно чует за версту.
Я музыкант, но страстно люблю и живопись, и скульптуру. Бездарная мазня попросту не привлечёт моего внимания. Я равнодушно пройду мимо и остановлюсь у того полотна (или у той картинки в паблике), где автор выразил себя. Даже если его технические средства скудны, в искусстве превыше всего — индивидуальность, искренность и любовь к прекрасному.
Кстати, о пабликах «Вконтакте»: я подписан на популярный блог с шутками про классическую музыку. Там в комментариях очень часто можно наткнуться на снобов от музыки, которые свысока смотрят на тех, кто не знает нотной грамоты, не учил Баха или попросту занимается инструментом не ежедневно или меньше N часов в день. На днях увидел потрясающий комментарий с ответом таким снобам. Приведу дословно:
Музыкант ты или нет, зависит не от того, сколько ты занимаешься. Это определяет лишь то, лентяй ты или трудоголик. Музыкант — это тот, у кого музыка в душе, тот, для кого жизнь без музыки — смерть, тот, кто забывает про всё, когда поёт или играет, тот, чьё сердце бьётся тактами…
А снобам от искусства желаю дальше есть говно из пабликов и яростно кричать о том, какое оно невкусное. И натюрмортов с лимонами побольше.
Мой муж — актёр. Меня задолбало предвзятое отношение к людям этой профессии.
Молоденькая коллега, желающая знать всё про всех, расспрашивает меня на обеде:
— Ой, мне тут сказали, что он у тебя артист. Круто! В сериалах снимается? — Нет, он работает в театре. — Фу-у! Значит, не артист.
Спасибо, дорогуша, вы ярко продемонстрировали свой культурный уровень. Когда в последний раз были в театре? В девяностом году с садиковской группой на спектакле «Белоснежка»? Оно и видно. Если для вас вершина актёрского мастерства — современные отечественные сериалы, то мне вас жалко.
Отжигают и люди постарше:
— Эх, как ты его терпишь? Пьёт, курит. Фу, самой не противно? — Извините, но с чего вы взяли? Мой муж не пьёт и не курит. — Да брось, актёры все алкоголики!
Алкоголиков в театрах не держат. Театр — это дисциплина. Кому нужен актёр, который в любой момент может уйти в синюю яму и пропустить репетицию, спектакль или гастроли? А насчёт сигарет, тут как у всех: кто-то из актёров курит, кто-то нет.
— Ну, раз не пьёт, значит, колется. Или нюхает. Они ж без этого не могут, иначе откуда им… это… вдохновение брать?
Да, конечно! Я ему вместо овсянки по утрам сразу тарелочку анаши насыпаю, чтоб вдохновился.
Про стереотип «все артисты — бабники» я вообще спокойно говорить не могу. Все уверены, что раз артист — значит, изменяет. Раз не изменяет — значит, импотент. Раз не импотент — значит, всех баб в городе перетрахал. Раз не всех баб в городе — значит, иногда на мужиков переключался. А чё, все актёры — геи, ты не знала?
Ещё радуют попытки подсчитать деньги в его кармане. Тут трудящиеся контор и офисов делятся на два лагеря. Первые: «Ой, раз артист — деньги лопатой гребёт! У них ведь так: поскакал полчаса в парике — огрёб пять тыщ!» Вторые: «Ой, раз артист — нищий, значит. Небось ты, бедняга, на своём горбу его тащишь, а он все деньги на баб да на водку спускает».
Надо ли говорить, что ни те, ни другие не правы?
Короче, знатоки культуры и искусства, вы задолбали обсуждать и осуждать всех артистов сразу. Если вы правда хотите узнать хоть что-то об этих людях — оторвите задницу от стула и сходите в театр. Он от вас в одном квартале.
Всем привет. Я художник, и меня безмерно задолбало искусство. Если же точнее, то, что администрация многочисленных «контактовских» пабликов пытается выдать за искусство. Довольно неприятно рассматривать эти каракули уровнем хуже, чем большинство американских комиксов, под гордыми названиями «Art…», «Искусство со смыслом» и иже с ними, да ещё и с горами #хэштегов, напиханным повсюду English (несмотря на то, что ни один англоязычный в эти сообщества не заходил, не зайдёт и не будет заходить) и прочими атрибутами Школоты Мажористой Обыкновенной.
Что интересно, страдают таким только художники. Найти паблик с названием «Литература», забитый низкопробными фанфиками, или «Математику» с задачками из седьмого класса, пока нельзя. А ведь это было бы точнейшим аналогом этого явления как по форме, так и по содержанию.
Короче, неуважаемые, я прошу вас либо повысить свой культурный уровень (что равносильно чуду), либо прекратить уже присыпать говно пудрой. Потому что как его ни присыпай, в итоге получится говно, присыпанное пудрой.
Ваш студент худинститута, у которого после трёх часов перерисовывания одного натюрморта с лимонами от ваших карандашно-фотошопных поделок загорелся стул.