За окном −30, по городу ходит ОРВИ, поэтому в школе первоклассникам устроили недельные оздоровительные каникулы. Вроде бы всё правильно, только вот родителям первоклассников оздоровительные каникулы на работе не положены, а отпуска уже давно расписаны под каникулы между четвертями. Впрочем, семь лет — не младенец, посидит дома одна, если что — сотовый по рукой, а для набора мамы и папы настроены быстрые кнопки.
В очередной дежурный созвон дочь рассказала, что уже трижды с промежутком в 15 минут кто-то настойчиво звонил в дверь квартиры. Ребенок научен не то что не открывать, а даже к дверям не подходить в таких случаях. Тем не менее звонки эти мне крайне не нравятся — может, коммунальная авария, а может, преступные намерения. Отпрашиваюсь с работы и мчусь домой.
Как раз на своей лестничной площадке застаю этих самых звонильщиков — двух улыбающихся во весь рот женщин в возрасте: «Что вы думаете о Библии? Считаете ли вы, что наша жизнь стала бы лучше, если бы все верили в Бога?» Ё-моё, я считаю, что моя жизнь была бы чуть проще, если бы вы не ходили весь день по квартирам и не трезвонили почём зря!
Ситуация, конечно, была та ещё: моего отца, сравнительно молодого мужчину, успешного предпринимателя, убили в собственном дворе — не дошёл до подъезда пару десятков метров. Убила, как потом выяснилось, компания молодых бугаёв, которым срочно нужно было разжиться наличностью на спиртное. Не обнаружив искомого, они просто забили отца насмерть.
Дело было не вчера, тогда ещё услуги похоронных контор были в зачаточном состоянии, тем более в нашем маленьком городе. Хоронили в итоге из дома. В день похорон пригласили батюшку — отпеть. Заплатили, привезли, началась церемония. На отпевании присутствовали только родственники. На середине процесса батюшка прервал службу и вопросил:
— А вы почему не креститесь?
Ох, извините, отец В., я в слезах и горе совсем забыла вас предупредить, что православных в этом доме ровно двое: я и мой отец, которого вы, собственно, отпеваете. Батюшка, оглядите присутствующих. Вот это родственники со стороны отца с типично выраженной иудейской внешностью. Да, мой отец единственный среди них крестился в православие, я последовала его примеру. Вот возле меня стоит мой муж. Типичный татарин, равно как и его родственники. Да, вот тесной группой стоят люди с вполне славянской внешностью. Это родственники по линии моей мамы, но они — старообрядцы. У них чин погребения несколько другой, и они не успели у вас проконсультироваться, стоит ли им в присутствии православного священника демонстрировать крестное знамение в два перста, как у них принято. Эти люди присутствовали на отпевании для того, чтобы выразить своё сочувствие, пусть и не так, как было положено по чину. Батюшка, мой отец не был воцерковлённым человеком, но заповеди Господни он соблюдал.
— Сразу видно, без Бога жили, поэтому так и помираете!
Отец В., вы приехали в этот дом, чтобы позаботиться о душе православного христианина, так исполните свой долг. Не нужно делать поспешных выводов, потому что по окончании церемонии, несмотря на всю трагичность момента (а может, и благодаря ей), вы можете узнать о себе много нового и интересного. Я понимаю, что русская православная церковь довольно ортодоксальна, но и случаи, и семьи бывают разные. Вы меня не задолбали, поскольку я более с такими ситуациями не сталкивалась. Но от ворот православного храма вы меня отвратили надолго.
Я работаю в крупной питерской хлебопекарне бухгалтером. Позвонила секретарь генерального директора и попросила забрать письмо, пришедшее на моё имя. Письмо было от организации с ничего не говорящей аббревиатурой в названии из столицы нашей Родины.
В конвертике оказалось чудесное письмо с одами нашему хлебу и кучей приятностей в адрес нашего завода. Написано было старательно, от руки, на тетрадном листочке в клеточку. Попутно женщина советовалась, как же ей лучше печь хлеб дома.
На оборотной стороне письма было маленькое пожелание и просьба прочитать текст, который «для меня лично» написала её соседка. На сложенном в несколько раз листе А4 был распечатан текст а-ля «дитя Божье, приди к нам». Призывали стать лучше на всех уровнях силы.
Задолбали все эти иеговы — я никогда не куплюсь на эту ересь. Но это надо ж было от руки накатать письмо и вложить в него очередной хлам, так сказать, с доставкой лично в руки! И где они взяли мой рабочий адрес?
Бог уж с ними, с власть предержащими, делающими вид, что понимают, о чём патриарх вещает во время праздничной службы. Бог с ними, с бабушками, которым что Ленин, что Иисус — всё едино. К ним я отношусь спокойно. Задолбали ближние, такие все взрослые и умные люди.
18 января звонить по служебным делам и поздравлять собеседника «с наступающим очередным праздником, ой, скорей бы их уже все пережить» — за это в морду плюнуть хочется. И 19-го, в Крещение, повторять тот же самый текст. Дяденька, а вы уверены, что я верующая или, на худой конец, крещёная? Я, может, вообще буддизм исповедую или Роду поклоняюсь, а вы мне — «с очередным вас праздником». И ведь человек так всем собеседникам наверняка говорил вчера и говорит сегодня: «С очередным вас, пережить бы скорее». Очередник вы мой, не оскорбляйте религию, как маловерующая и некрещёная прошу.
Что в светском государстве Рождество Христово — государственный праздник, пережить можно.
Но вот когда от государственного органа приходит открытка с изображением дракона (это, напомню, символ будущего года в религиях ни разу не православных) и надписью «С Новым годом и Рождеством Христовым!», в голову настойчиво лезет анекдот про нудистский пляж: «Яков Соломонович, вы уж одно из двух: либо крестик снимите, либо плавочки натяните».
А может, эти открытки как раз символизируют свободу совести?
Меня задолбало отношение к «нетрадиционной» религии в нашей стране.
Строится культовое сооружение. Если это РПЦ, то это храм. Если это «нетрадиционная» религия — место для промывания мозгов.
Отказ от абортов. Если это РПЦ, то это «поддержка семейных ценностей». Если это «нетрадиционная» религия — «грубое вмешательство в личную жизнь».
Послушание духовному лидеру. Если это РПЦ, то это «воспитание благочестивого смирения». Если это «нетрадиционная» религия — «тоталитарный деспотизм гуру».
Отказ от мяса, яиц. Если это РПЦ, то это пост. Если это «нетрадиционная» религия — «намеренный вред здоровью несчастных зазомбированных».
Ритуальная одежда. Если это РПЦ, то это священническое облачение. Если «нетрадиционная» религия — «мужики в платьях».
Изображение почитаемых личностей. Если это РПЦ, то это святая икона. Если «нетрадиционная» религия — «мерзкий идол».
Родители учат ребёнка молиться. Если это РПЦ, то «с детства прививают духовность». Если это «нетрадиционная» религия — «навязывают вредную чушь с малолетства».
Закрытая духовная община. Если это православный монастырь, то это хорошо, правильно и нужно. Если это община «нетрадиционной» религии — «А, идиоты-сектанты какие-то. Полиции на них нет».
Убийство, освещаемое прессой. Если убил православный, то его вероисповедание даже не упомянут. Но если вдруг он окажется представителем нетрадиционной религии… О, это вытащат, обсосут и подадут с видом «вот до чего доводят секты».
И никого, никого не интересует, что у нас светское государство. Всем по барабану, что у нас свобода совести и вероисповедания.
Прочёл я историю «Богословский базис», вспомнил множество предшествовавших ей жалоб набожных (если их можно так назвать) людей и вновь задумался о пользе церкви для общества.
Пишет, казалось бы, взрослый серьёзный человек, увлёкшийся невзначай вопросами религии. И вдруг после рассказов о том, как неадекватны преподаватели воскресной школы, как гром среди ясного неба: «Спросите-ка какую-нибудь набожную бабушку, какой высший сан в белом духовенстве»!
Оказывается, знать, на каком вселенском соборе был принят Символ веры, должен каждый прихожанин, потому что это базис. Базис чего? Истории религии? Так нет же: выясняется, что давать подобные знания нужно уже на занятиях по ОПК, а в вопросах нравственности и морали пусть дети разбираются сами — это не дело церкви. Итоговая же задача состоит в том, чтобы воспитать людей, способных выйти победителями в религиозном споре. Зачем?
Церковь должна направлять людей к богу, а не заставлять зубрить тексты молитв или изучать своё внутреннее устройство и историю. У бога вступительных экзаменов нет, знать, кто такой митрофорный протоиерей, там не требуют. Если есть охота изучать схемы литургии, изучайте на здоровье, но в том-то и беда церкви, что таких умников слишком много, и с интересом и благоговением зашедшие в собор люди тут же будут обшиканы со всех сторон, потому что пришли без платка, не туда поставили свечку и перекрестились не тем пальцем.
В церковь может вползти нищий в рваных трусах в цветочек и без гроша в кармане — никто не имеет права его оттуда прогнать, даже пресловутый митрофорный протоиерей. Зрелище попа, вращающего кадило над головой, веру в бога никому не укрепляет, кроме помешанных бабушек, которые приходят в церковь, чтобы вцепиться в горло каждому, кто поставил свечку не под той иконой.
Несмотря на отрицательное отношение к идолопоклонничеству, церковь устраивает шоу с карнавалом вокруг каждой животворящей иконы какой-то там матери. Лютеране давно уже сообразили, что икона — это доска с изображением, и отличаются они друг от друга только тем, что на одной нарисовано хорошо, а на другой плохо. Православные же готовы совершать паломничества через всю страну, чтобы поклониться особой иконе или поцеловать коробку с чьим-то засушенным пальцем.
Обрядовость церкви — это единственный доступный для неё способ оправдать своё существование, потому что это совершенно бессмысленный орган на пути от человека к богу, занятый продажей свечек, окуриванием ладаном и сбором материальных пожертвований. Неужели же моя молитва неугодна богу, если произнесена от чистого сердца своими словами? Неужели ему позарез нужна свечка, да ещё только та, что продаётся в церкви? Неужели бог не в состоянии передать мне свою волю без посредничества священников? Тогда зачем мне такой бог? Или, может быть, таким его пытаются представить люди в рясах, утверждающие, что только они знают, как правильно обращаться ко всевышнему, поэтому остальные без них просто не справятся?
Церковь была и будет оставаться подчёркнуто антиинтеллектуальной, потому что иначе люди станут задаваться очень странными вопросами, ответов на которые она дать не сможет, несмотря на века подготовки к ним и написание бесконечных богословских трактатов. Люди станут читать про чайник Рассела и синтетическую теорию эволюции и постепенно сообразят, что по сути дела ничего, кроме утверждения «верь слепо тому, что сказано», от церкви они не слыхали.
Загнанная в своё время на подобающее ей место отдохновения для людей малообразованных или просто ищущих моральной поддержки, сейчас церковь снова поднимает голову и начинает высказываться словами Алексия II: если кто-то хочет считать, что произошёл от обезьяны, то пусть считает, но не навязывает своего мнения другим. Сейчас на дворе время, когда научный способ познания в полной мере продемонстрировал, на что способен, подняв в течение одного века общее благосостояние общества, включая медицину, производительность труда и банальное производство пищи, на совершенно новый уровень. Христианской церкви, прославившейся только казнями учёных, вполне стоило бы промолчать, а вот людям не помешает вспомнить хорошенько историю Тёмных веков, когда судьбы вершили люди с крестами на шеях.
Крестилась я по собственному желанию в тринадцать лет. Всерьёз хотела стать воцерковлённой, интересовалась церковной литературой, заучивала наизусть молитвы. По книгам легко запомнила, как называются те или иные обряды, предметы, познакомилась со схемой литургии, узнала, какие бывают службы. Всё это действительно было мне интересно — да, собственно, интересно и теперь.
Когда узнала, что в нашем приходе есть воскресная школа, с радостью туда записалась. Основную часть учеников, конечно, составляли младшие школьники, но было человек шесть и подростков моего возраста. Казалось бы, вполне благодатная почва для засевания разумным, добрым и вечным. Но, боже мой, что это были за уроки!
Одна дама занималась в основном тем, что читала сахарные рассказики или излагала нам собственные мистические переживания, сводящиеся в основном к тому, что в самый неподходящий момент она вдруг остро ощущала необходимость исповедоваться и причаститься.
Ещё один товарищ учил нас вышивать бисером и делать красивые браслетики из ленточек. Какое отношение имеют браслетики к христианству — не знаю. Видимо, как-то содействуют спасению души.
Единственный адекватный преподаватель, семинарист, действительно пытался дать что-то интересное: рассказывал про структуру службы, про историю православия, приносил распечатки по церковнославянскому языку. Но тут обнаружилась любопытная деталь: слушают вроде все — на следующий урок знаю одна я. Почему? А вот так. Никому ничего не надо.
И это почти всегда так. Спросите-ка для интереса какую-нибудь набожную бабушку: какой высший сан в белом духовенстве? Мне любопытно, что она вам ответит. Знаете, вряд ли, что митрофорный протоиерей. Спросите её, на каком Вселенском Соборе был принят текст Символа Веры? Спросите, спросите.
«Это тонкости», — скажете, быть может, вы. «Это базис», — отвечу я. Чтобы говорить о церкви, чтобы осуждать её или оправдывать, надо иметь хотя бы минимальные познания о её внутреннем устройстве и истории. Вот эти знания, по-хорошему, и закладывать бы на уроках введённого во многих школах предмета ОПК. Не надо пичкать детей нравственностью — в этих вопросах они должны разобраться сами. Дайте им знания. Если вы сумеете их заинтересовать, вы получите прекрасных, образованных, культурных прихожан, способных поддержать религиозный спор и, скорее всего, выйти из него победителем.
А пока наша церковь будет оставаться подчёркнуто антиинтеллектуальной, шансов выйти победительницей из идеологического противостояния с атеистами у неё не будет никаких.